Исследование профессионально важных качеств водителей транспортных средств. Качества водителя - вождение. Имеешь крепкие нервы

Исследование профессионально важных качеств водителей транспортных средств. Качества водителя - вождение. Имеешь крепкие нервы
Исследование профессионально важных качеств водителей транспортных средств. Качества водителя - вождение. Имеешь крепкие нервы

Надежность водителя - это его способность безошибочно управлять автомобилем в любых дорожных условиях в течение всего рабочего времени. К основным факторам, определяющим надежность водителя, относятся его профессиональная пригодность, подготовленность и высокая работоспособность.

Пригодность водителей определяется по состоянию здоровья, психологическим и личностным качествам. Пригодность по состоянию здоровья устанавливается при медицинском освидетельствовании. Психологическая пригодность - это соответствие психологических и личностных качеств требованиям водительской деятельности. Нередко такие качества водителя, как воля, самообладание, смелость, решительность, быстрая сообразительность, скорость восприятия и реакции предопределяют исход критической ситуации. В основе этих и других, важных для надежной деятельности водителя качеств лежат особенности протекания его психических процессов, материальной основой которых является деятельность коры головного мозга.

Подготовленность водителей определяется уровнем их профессиональных знаний и навыков, которые приобретаются в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности. Хорошо подготовленный водитель обладает широким диапазоном автоматизированных навыков, обеспечивающих правильные и своевременные действия в критических дорожных ситуациях, что позволяет ему максимально использовать технические возможности автомобиля и безошибочно, с минимальной затратой сил, управлять им; правильно оценивать и своевременно предвидеть возможные изменения дорожной обстановки и предупреждать возникновение аварийных ситуаций; безошибочно управлять автомобилем на больших скоростях, ночью, в тумане, при высокой интенсивности движения, в горных и других сложных условиях. Подготовленность определяется также уровнем психологической подготовленности водителей, т. е. сформированностью у них психических свойств, которые обеспечивают надежность их работы в любых условиях. Успешность психологической подготовки зависит от методологического уровня ее проведения, активности обучаемых в совершенствовании и тренировке, а также наличия необходимых для надежного управления автомобилем личностных и психофизиологических качеств. Недостаточная подготовленность является наиболее частой причиной ошибок, допускаемых молодыми, неопытными водителями в критических ситуациях, которые нередко приводят к дорожно-транспортным происшествиям. Поэтому совершенствование подготовки водителей и повышение их профессионального мастерства являются важнейшими факторами обеспечения безопасности дорожного движения.

Высокая работоспособность - это состояние человека, позволяющее ему выполнять работу с высокой производительностью и высокими качественными показателями в течение определенного времени. Высокая работоспособность имеет большое значение для обеспечения надежности водителей. При сниженной работоспособности водитель может допускать грубые ошибки при управлении автомобилем, которые нередко приводят к ДТП. Работоспособность снижается после приема алкоголя, наркотиков, при заболевании, утомлении, в состоянии сильного нервного возбуждения или в угнетенном состоянии. Сохранение высокой работоспособности водителей обеспечивается рациональной организацией их труда и отдыха, а также контролем за их состоянием перед рейсом и в пути. Это позволяет своевременно отстранять от управления автомобилем лиц, состояние которых создает угрозу возникновения ДТП.

Современные автошколы внушают начинающим автолюбителям на протяжении всего курса обучения одну неопровержимую истину, что главное при управлении автомобилем соблюдать правила дорожного движения. Только тогда можно считать себя хорошим водителем автомобиля.

Конечно, никто не будет оспаривать это утверждение, что любой . Но в наше динамичное время, при высокой загруженности автодорог, водитель сегодня должен обладать определенными не только психологическими, но и высоконравственными качествами. Так как, только соблюдение правил дорожного движения не гарантирует отсутствие аварийной ситуации и самой аварии.

Водитель сегодня из-за слабого подготовительного уровня автошкол, вынужден учиться на собственных ошибках, хотя народная мудрость утверждает, что «умные люди учатся на чужих ошибках». Но необходимо знать, чему именно учиться.

Существует простой, но очень хороший тест, позволяющий проверить себя на качество вождения автомобиля. А именно, если вам мешают и вызывают раздражение другие участники дорожного движения на дороге с интенсивным движением, то это значит, вы что-то не так делаете и виноваты именно вы.

Так какими же качествами и навыками должен обладать водитель сегодня?

Личные качества, которыми должен обладать водитель сегодня

Водитель сегодня должен заблаговременно распознать возможность возникновения аварийной ситуации. Т.е. обладать навыком предвидения опасной ситуации и увидеть развивающиеся события на несколько шагов вперед и избежать аварии.

Безопасное вождение автомобиля зависит не только от вас, но и от других участников движения. Скорее всего, именно такая позиция многих водителей вынуждает прибегать к агрессивному стилю вождения. А такой стиль вождения в корне не верен, он неизбежно приводит к возникновению большинства аварийных ситуаций. Любые отношения на дороге не должны строиться на конфронтации.

Поэтому , должен обладать такими человеческими качествами, как взаимопонимание, терпимость и снисходительность к ошибкам других водителей.

Кроме того, не желательно впадать в другую крайность, которая чаще присуща неуверенным в себя и неопытным водителям — это пассивность, т.е. пассивный стиль вождения. Как говорится, истина всегда посередине.

Водитель сегодня должен уметь постоянно держать дорожную ситуацию под контролем, знать возможности и особенности поведения в различных ситуациях своего автомобиля, т.е. другими словами» чувствовать» его.

Также водитель сегодня должен владеть высоким уровнем вождения. Именно высоким уровнем, а непросто перегнать автомобиль с точки «А» в точку «Б».

Высокий уровень вождения характеризуется четкими и быстрыми, не допускающих ошибок, действиями при управлении автомобилем. Мастерство вождение автомобиля — сложная наука и приходит всегда с опытом. Поэтому дорога — всегда школа.

Личные психологические качества водителей

Кроме мастерства управления и владения положительными нравственными качествами, водитель сегодня должен обладать определенными личностными психологическими качествами. Психологические качества очень ярко проявляются при возникновении неожиданных опасных аварийных ситуациях.

Наверно каждый водитель наблюдал случаи, когда водители встречных автомобилей несвоевременно в ночное время переключают дальний свет на ближний, без необходимости ведут автомобиль посередине дороги или встречной полосе, без явных причин могут неожиданно затормозить и т.д. Такие необъяснимые действия объясняются психофизиологическими и являются причиной очень многих дорожно-транспортных происшествий.

Психофизиологические качества заложены в человеке еще с самого рождения и изменить их очень трудно, а некоторые качества — даже не возможно. Но знать их необходимо, особенно водителям автомобилей.

Знание своих психофизических качеств поможет водителям предсказать свою поведенческую реакцию в той или иной ситуации. Зная это, водитель будет стремиться избежать возникновения ситуаций, в которых может проявиться отрицательная поведенческая реакция.

Для большего понимания вышесказанного, приведем пример. Обычно молодые начинающие водители в вождении автомобиля видят в основном, как средство получения удовлетворения в виде положительных эмоций и адреналина.

Не заметно для самого водителя, если конечно он не контролирует свое поведение, начинает принимать сопернический характер, теряется контроль над дорожной обстановкой. И как результат начинает проявляться агрессивный стиль вождения. Как говорилось выше, такой стиль вождения неизбежно приводит к возникновению аварийной ситуации и того хуже, к дорожно-транспортному происшествию.

Зная свои психофизиологические недостатки и контролируя свои поведенческие реакции, можно их компенсировать.
Опять же приведем пример. Такие психофизиологические недостатки, затрудняющие водителю управление автомобилем, как легкая отвлекаемость внимания, замедленная реакция, эмоциональная неустойчивость могут быть компенсированы повышенным напряжением внимания, волевым усилием и прогнозированием развития дорожной обстановки.

Постоянно используя в своей деятельности по управлению автомобилем волевые тренировки, водитель вполне может выработать психоэмоциональную устойчивость на внешние дорожные раздражители, значительно повысить качество памяти и внимания, уменьшить время реакции.

Из всего сказанного, можно сделать один вывод, что водитель сегодня, чтобы стать профессионалом в высоком смысле этого слова в своем деле, т.е. именно , должен постоянно уметь:

  • — контролировать свое эмоциональное состояние;
  • — быть высоконравственным;
  • — постоянно заниматься самообразованием и самосовершенствованием.

Только такой водитель, при нынешней загруженности дорог автотранспортом, способен избежать дорожно-транспортных происшествий в любых аварийных ситуациях.

Видео — действия водителя в экстремальной ситуации:

Какими профессиональными навыками должен обладать водитель, чтобы он мог стать примером для подражания, выделиться из всеобщей массы и показать личное превосходство над другими участниками дорожного движения? Умом, сообразительностью или чувством опасности, безумностью, оригинальностью или ощущением вседозволенности? — однозначного ответа не предусматривается, ведь кто мы такие, чтобы выступать судьями и оценивать мастерство каждого индивида по отдельности?

Как известно, совершенного ничего не бывает, — вот и картина идеального водителя становится заоблачной, поскольку обладание отличной реакцией, профессиональными навыками или интуицией недостаточно для того, чтобы считаться настоящим ассом.

Звание идеального автомобилиста может заслужить как мужчина, так и женщина, студент или пенсионер, ведь главное — это не возраст или половая классификация, а природный талант управлять транспортным средством, двигаться по запланированной траектории с чувством полного удовлетворения, не останавливаясь ни перед чем.

Садясь за руль, нужно чувствовать машину , ощущать ее дыхание, контролировать техническое состояние, поскольку эти показатели, напрямую зависят от мастерства управления «железным конем», становятся основными критериями при оценке уровня профессионализма и являются определяющими в формировании портрета настоящего автомобилиста. Многие считают, что лишь тот водитель является идеальным, который не попадает в аварии, может с легкостью починить любую поломку или предотвратить возникновение неприятной ситуации в пути, однако не стоит забывать о личных качествах человека, — о его умениях и мастерстве.

Ночь или день, солнце или дождь, тепло или холод, а водитель в любых погодных условиях должен чувствовать себя комфортно , управляя транспортным средством на высшем уровне, не задумываясь о методике вождения и специфике дорожного полотна. Автолюбитель должен знать строение машины, ее особенности и основные характеристики, преимущества и недостатки с целью мгновенного выявления малейших отклонений от нормальной работы транспортного средства, что в дальнейшем, — поможет уверенно чувствовать себя в пути.

Отменное знание правил дорожного движения , целесообразность их применения в сложной ситуации, обезопасит от возникновения Дорожно-Транспортного Происшествия, позволит сохранить не только машину в надлежащем состоянии, но и здоровье пассажиров, ведь одной из важнейших задач водителя — это своевременная доставка людей к месту предназначения, с повышенным уровнем комфорта и низкой степенью риска.

Настоящий водитель должен уметь ездить как на стареньком «Москвиче», так и на новой иномарке, методика управления которых значительно отличается, а технология вождения становится испытанием не только для автомобилиста, но и для пассажиров. При этом важным показателем является внимание индивида, позволяющее определить степень вероятности предотвращения столкновения с другими транспортными средствами. Продолжительность езды не должна прямо пропорционально влиять на профессиональные навыки, а уровень мастерства обязан все время повышаться в результате приобретения неоценимого опыта.

Идеальный водитель в состоянии экономно использовать топливо , поскольку знает, когда переключиться на нижнюю передачу, а где — пойти накатом, ведь многолетний стаж дает возможность здраво оценить ситуацию и сделать полезные выводы.

Утомляемость за рулем проявляется на протяжении нескольких часов движения, однако, полноценное сохранение внимания, быстрота реакции и контроль над ситуацией , постоянно должны быть на соответствующем уровне, позволяющем профессионально управлять автомобилем.


Умение прогнозировать опасность
, является неотъемлемым атрибутом в арсенале идеального водителя, т.к. именно данный критерий, дает возможность правильно оценивать степень риска и обеспечивать безопасные условия движения по автомагистрали.

Асфальтированная дорога или грунтовая, зима или лето, а водитель должен уметь справляться со всеми трудностями , возникшими на пути. Независимо от профессии, интересов и симпатий, автомобилист обязан корректно вести себя на дороге, будь то черта города или тихий поселок в провинции. Идеальный водитель обязан оформить страховку на случай возникновения ДТП, постоянно возить при себе аптечку, огнетушитель и запаску — столь нужные вещи для решения сложных внезапных ситуаций.

Необходимо также обратить внимание на характер поведения автомобилиста в пробке, на скоростном шоссе или при движении по улицам города. Как он ведет себя? Едет тихо и осторожно или гонит как сумасшедший? Обращает ли внимания на предупреждающие знаки, становится ли заложником собственных эмоций? Именно эти наблюдения позволят сформировать общую картину о человеке, его мастерстве и уровне профессионализма.

Так каким же должен быть идеальный водитель?

Сдержанный, тихий, спокойный, любознательный и культурный, умеющий адекватно реагировать на все происходящее в пути. Быть способным верно оценивать сложившуюся ситуацию, придерживаться установленных правил и норм, которые в комплексе обеспечивают безопасные условия езды.

Многолетние исследования ученых довели, что автомобилист, возрастом 35-37 (опыт вождения свыше 10 лет) является наиболее подходящим претендентом на звание идеального водителя, т.к. он уже успел приобрести необходимый опыт, сохранил отменную физическую форму, выучил рекомендации, касательно правил поведения на дороге, а также в силе здраво оценить ситуацию, возникшую на дороге.

Анализ показал, что для достижения подобных результатов, нужны годы тренировок, дополнительных занятий, позволяющих повысить свой уровень профессионализма и лишь потом — можно претендовать на звание настоящего автомобилиста, служащего примером для подражания.

Будем надеяться на качество обучения в автошколах , которые обеспечивают людей специализированными знаниями, необходимыми для уверенного, безопасного и изящного вождения как легковым, так и грузовым транспортом. Ни гвоздя, ни жезла!

Приходя на курсы вождения, не каждый человек готов к тому, что, помимо обучения ему придется изучать психофизиологические основы деятельности водителя. Но эти вопросы не менее важны, чем мастерство владения управлением автомобиля. Ведь эти занятия помогут познать себя и собственное эмоциональное состояние, что поможет не только за баранкой автомобиля, но и в дальнейшей жизни.

Психофизиология водителя

Деятельности водителя - восприятие водителем окружающей ситуации, реакции, внимательность, восприятие, оперативное мышление.

Ощущения - как один из психофизиологических аспектов - проявляются отражением в сознании водителя отдельных явлений и свойств предметов, воздействующих на его органы чувств. Таким образом, различают: слуховые, двигательные, зрительные, кожные, вибрационные и обонятельные реакции.

Восприятие - это управление органами чувств, точная оценка пространственных отношений, скорость переработки информации.

Психомоторная реакция проявляется в скорости и точности реагирования водителя на критические ситуации. Выявление точной психомоторной координации движений.

Внимательность проявляется в способности быстро переключать свое внимание с одного предмета на другой и оценивать их в комплексе.

Эмоционально-волевая реакция - это стрессоустойчивость, высокий уровень таких качеств, как: самообладание, настойчивость, решительность.

Оперативное мышление проявляется в оценке дорожной обстановки, принятии быстрых и адекватных решений, способности к прогнозированию ситуации.

Для водителя важны технические знания и в особенности психофизиологические. Деятельности водителя отводится отдельное внимание в вопросах психологии, игнорировать изучение этих моментов нельзя. Конечно, мастерство вождения водителя приобретается с опытом и течением времени, однако тот факт, обладает ли личность определенными чертами характера, определяет психологическую готовность к трудной работе, такой как вождение авто.

Психофизиологические основы деятельности водителя. Программа этического воспитания

Этические основы профессии водителя - это соблюдение умение использовать их в различных ситуациях, строго соблюдать, проявляя уважение к другим водителям и пешеходам. Таким образом, черты очень часто проявляются именно в поведении на дороге.

Существуют особенности психофизиологические деятельности водителя на дорогах:

  • Водитель должен уважительно относиться к пешеходу, пропуская его. Особенно это важно на нерегулируемых перекрестках и при поворотах. Никогда не следует забывать, что каждый водитель периодически является пешеходом, так же как и его родственники и дети.
  • Не ослепляйте коллег дальним светом. Каждый водитель знает, как неприятно и опасно, когда встречная или обгоняющая машина ослепляет фарами.
  • Не стоит устраивать гонки и препятствовать проезду другой машине, даже если водитель сильно торопится, уступите ему, не создавая аварийной ситуации на дороге.
  • Не нужно ерзать на дороге, переезжая с одной полосы на другую, точно следуйте правилам дорожного движения, предупреждая других водителей о предстоящих маневрах.
  • Если вы видите, что машина попала в трудную ситуацию и стоит на обочине, не стоит проезжать мимо.
  • Готовясь припарковать свою машину, не нужно думать только о собственном комфорте, занимая места больше, чем отведенное для одного авто, или блокируя выезд для другой.

Внимательность водителя

Понятие «внимательность» определяет способность сосредотачиваться водителем на объекте опасности, оперативно сделать обзор и провести оценку сложившейся ситуации в целом. При малых и средних скоростях водитель легко может оценивать десятки окружающих ситуаций и объектов. Очень важным качеством для водителя является умение сосредоточиться на наиболее важном объекте или аварийной ситуации и быстро принять решение о максимально комфортном избегании ее или нанесении минимального вреда, а также возможность спрогнозировать возможное развитие событий.

Внимание водителя может быть как рассеянным, так и распределенным. При стандартных и неопасных ситуациях внимание водителя является распределенным. Он спокойно может оценивать окружающую обстановку на пути своего следования. Сосредоточенное внимание проявляется, когда возникает опасная ситуация. Водитель сосредотачивает все свое внимание только на одном объекте или ситуации.

Быстрота реакции водителя

Пожалуй, самые важные психофизиологические основы деятельности водителя - это быстрые реакции. Так как мало заметить, оценить и спрогнозировать ситуацию, очень важно быстро отреагировать, чтобы принятое решение воплотилось в действии и выполнило основное свое назначение - ликвидацию аварийной или потенциально опасной ситуации.

С научной точки зрения, реакция делится на три этапа: оценка ситуации, принятие взвешенного решения, выполнение оперативных действий. Чем быстрее происходит эта цепочка в сознании водителя, тем быстрее проявляется его реакция на сложившуюся ситуацию. Таким образом, можно определить, что мастерство водителя приблизительно на 70 % зависит от способности к быстрым реакциям, так как время, отведенное для принятие решений, иногда исчисляется даже меньшим промежутком времени, чем секунды.

Основа эффективности общения водителей

В любой автошколе научат не только технике вождения, но и основам эффективности общения. Такой УМКД «Психофизиологические основы деятельности водителя» обязателен к прохождению и имеет важное значение. Разбивается он на несколько разных разделов и тем. Среди них:

  • Психофизиологические основы деятельности водителя.
  • Познавательные функции системы восприятия.
  • и правила.
  • Эмоциональное состояние,

Эмоциональное состояние

Пожалуй, это один из наиболее важных разделов психологии водителя. В автошколе обязательно будут проводиться занятия по этой теме, на которых с помощью преподавателя и сокурсников будут ставиться небольшие инсценировки возможных конфликтных ситуаций на дороге, с применением агрессии со стороны собеседника. Преподаватель-психолог обязательно поможет и научит, как правильно выходить из этих ситуаций с минимальными потерями для своего психоэмоционального состояния. А также пояснит на примерах, чем та или иная ситуация может быть опасна и как избежать ее негативного развития.

Физическая подготовка водителя

Для водителя занятия спортом так же важны, как и для любого другого человека. Например, при различных видах поломок, возможно, понадобится физическая сила для их устранения. К тому же очень важно тренировать свою координацию и реакции, которые обязательно пригодятся на дороге и могут даже спасти кому-то жизнь. Очень полезными для водителя будут виды спорта или игры, которые предполагают высокий уровень концентрации, наличие определенной скорости периферического и центрального зрения, а также координацию движений. В этом помогут: малый и большой теннис, спортивные состязания, лыжи, гребля, плавание, коньки, пейнтбол и тому подобные мероприятия.

Безопасность водителя

Не только умение водителя справляться с ситуацией на дороге, но и его опыт может стать решающим в опасной ситуации. По окончании курса «Психофизиологические основы деятельности водителя» тесты, предложенные вам для прохождения, помогут определить вашу психологическую готовность к нахождению на дороге в качестве водителя.

Также не следует пренебрегать простыми правилами безопасности, касающимися физического состояния человека. Если водитель чувствует недомогание или неприятные ощущения в собственном организме, необходимо остановиться и уделить внимание состоянию своего здоровья, во избежание внезапных приступов, аварий и летального исхода. А также не стоит игнорировать потребности организма в утолении жажды, так как последние исследования доказали, что обезвоживание соответствует состоянию опьянения. Не стоит игнорировать потребность в отдыхе или двигательной активности. Если конечности или мышцы затекли и устали, необходимо сделать остановку и немного размяться. Эти действия помогут не допустить аварийных ситуаций, человеческих жертв на дороге.

Основы психофизиологии труда водителя не сложны для понимания и выполнения. Каждое верно сделанное движение и соблюдение ПДД спасает не только вашу собственную жизнь, но и пассажиров, сидящих рядом, а также пешеходов и других водителей.

«Поведение» - Инструментальное научение - метод «проб и ошибок». Поведение. ПОВЕДЕНИЕ лекция 1 (этология, зоопсихология, физиология ВНД). Внешние проявления состояния животного” (Гольцман и др., 1994). Перцептивные фильтры. Эволюция. Зоопсихология. Непосредственные причины. Прерывисто. Ключевые (релизеры). Не направлено.

«Профессия риэлтор» - Нужно учиться, чтоб стать специалистом! Как влиться в коллектив? Чему нельзя научить? -Коммуникабельность, чуткое искреннее отношение к людям. Вас не оставят с трудностями, помогут в подготовке к сделки, проверки документов, взаиморасчетах. Мне никогда не было стыдно сказать, что я риэлтор. Санкт-Петербург, 2010 г.

«Мотивы к профессии» - Если Вы отвечаете на вопрос утвердительно («согласен»), то поставьте знак «+», если отрицательно («несогласен»), то знак «-». В последнем случае должна быть строгая самостоятельность ответов участников тестирования. ТЕСТ НА ТЕМПЕРАМЕНТ ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ Исследование типа темперамента можно проводить и с одним испытуемым, и с небольшой группой.

«Профессия учитель» - Как здоровьесбережение учителя связано с эффективностью учебного процесса? Ухудшение жилищно-коммунальных условий. Ухудшение медицинского обслуживания. Работа нервная, постоянный стресс. Перегрузки, возникающие из-за необходимости искать дополнительные источники заработка. Трудоемкая, занимает все свободное время.

«Правила разговора по телефону» - Время телефонных разговоров. 11. Обращаться к собеседнице со словами "кошечка", "душечка", "милочка". Формулируйте свое сообщение просто и кратко. Общие правила разговора по телефону. Не принято выражать по телефону сочувствие. Попросите звонящего подождать или перезвонить.

«Человек и профессии» - Ваш выбор. Метеорология. Синоптики. Морские метеороло ги. Сделай свой выбор. "Каждые руки по-своему хватки, во всякой голове- свои задатки.". Детские мечты. Готовьте себя к выбору профессии... День открытых дверей. Надо уметь: Выпускник. Профессии в географии. Групповой проект создания образа будущего профессионала.

Всего в теме 37 презентаций