Когда нельзя читать намаз? Запрещенные времена намаза. «Мой первый намаз» — намаз для начинающих (2) Можно ли намаз

Когда нельзя читать намаз? Запрещенные времена намаза. «Мой первый намаз» — намаз для начинающих (2) Можно ли намаз

Всевышний Аллах говорит (смысл): «…и Он не сделал для вас никакого затруднения в религии » (сура «Хадж», аят 78). То есть Аллах не предписал среди норм религии ничего, что приводит к изнурению и затруднению и ставит человека в затруднительную ситуацию. И где бы мусульманин ни оказался в затруднительной ситуации, Аллах облегчает ему положения религии, так что Его предписания всегда остаются приемлемыми и переносимыми.

Путешествие – это трудность, в которой человек остаётся без привычной для себя обстановки и комфорта, какими бы ни были средства передвижения и дела, по причине которых человек отправился в путь. Поэтому Всевышний Аллах облегчил путнику многие положения религии. К этим положениям относится и намаз. В сегодняшней статье мы поговорим о форме облегчения намаза, его условиях и о том, каким образом можно им воспользоваться.

Каким бывает намаз путника

Аллах установил в намазе путника два облегчения:

1) уменьшение числа совершаемых в намазе ракатов, которое называется «сокращение»;

2) совмещение двух намазов при совершении, посредством которого путник получает больше свободного времени, которое называется «объединение между двумя намазами».

1. Сокращение

Сокращение заключается в том, что четырёхракатные намазы, такие как обеденный (зухр), послеобеденный (аср) и ночной (иша), совершаются в два раката вместо четырёх. Утренний (фаджр) и вечерний (магриб) намазы не сокращаются.

Аллах говорит (смысл): «Когда вы странствуете по земле, то на вас не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов » (сура «Женщины», аят 101). Пользоваться облегчениями путешествия является дозволенным, независимо от наличия или отсутствия в пути трудностей.

Для того чтобы сокращение намаза было действительным, необходимо соблюдение следующих условий:

1. Сокращать намаз дозволено, когда человек находится в пути (сафар). Об условиях, которым такой путь должен соответствовать, будет сказано ниже.

2. Путник должен выехать за пределы зданий города. Если человек просто намерился отправиться в путь, но не выехал из города, ему нельзя сокращать и объединять намазы, поскольку такой человек ещё не является путником.

3. Путник не должен иметь намерения оставаться четыре дня, не считая дня приезда и дня отъезда, в месте, в которое он отправляется.

Если же у него будет такое намерение, то город, в который он отправляется, станет подобным его родине и месту его проживания. И ему не будет дозволено сокращать в нём намаз. В таком случае право на сокращение намаза остаётся у путника лишь непосредственно в пути.

Если же он намеревается оставаться в городе, в который отправляется, менее четырёх дней, или же он не знает, сколько дней в нём проведёт, как, например, если он должен сделать там работу, срок завершения которой ему не известен, то в первом случае он сокращает намаз, пока не вернётся в пределы своего города, а во втором – сокращает намаз в течение 18 дней, не считая дня приезда и дня отъезда.

4. Путник, сокращающий намаз, не должен следовать в нём за местным жителем (в качестве имама), совершающим его в полной форме.

Если же путник совершает намаз за местным жителем, то ему необходимо следовать за ним в форме намаза, совершая его полностью (в четыре раката). В таком случае путнику не дозволено сокращать намаз.

Если же ситуация обстоит наоборот, когда путник является имамом в намазе для местного жителя, то для сокращения намаза нет препятствий, и путник имеет на это право. В такой ситуации после завершения двух ракатов и приветствия человеку желательно сразу сообщить молящимся за ним о том, что он является путником, и им необходимо завершить намаз.

2. Объединение

Смысл объединения уже был разъяснён выше.

Ибн Аббас сказал: «Посланник Аллаха (ﷺ) объединял обеденный (зухр) и послеобеденный (аср) намазы, если находился в пути. Также он объединял вечерний (магриб) и ночной (иша) намазы » (Аль-Бухари).

Также передаётся, что Пророк (ﷺ) объединял намазы в пути, когда он вышел в поход на Табук: он объединил обеденный и послеобеденный намазы, а также вечерний и ночной. Саид бин Джубейр сказал: «Я спросил Ибн Аббаса: “Что подвигло его на это?” Он ответил: “Он хотел не создавать затруднений для своей уммы” ».

Объединение намазов делится на два вида:

Объединение, при котором второй намаз переносится на время первого; и объединение, при котором первый намаз переносится на время второго.

Передаётся, что «Пророк (ﷺ) шёл в поход на Табук, и, когда он выдвигался до того, как солнце поднимется к зениту, он откладывал обеденный намаз, чтобы объединить его с послеобеденным и совершить их вместе. Если же он выдвигался после того, как солнце отклонилось от зенита, то сначала совершал обеденный и послеобеденный намаз вместе, после чего выходил в путь. Также, если он выдвигался до захода солнца, то откладывал вечерний намаз, чтобы совершить его вместе с ночным, если же он выдвигался после захода солнца, то переносил ночной намаз и совершал его с вечерним».

Намазы, которые дозволено объединять

Из сказанного выше становится ясным, что объединять дозволено обеденный (зухр) и послеобеденный (аср) намазы, а также вечерний (магриб) и ночной (иша). Не дозволено объединять утренний намаз с намазами, которые совершаются до и после него. Также не дозволено объединять послеобеденный намаз (аср) с вечерним (магриб).

Помимо этого для каждого из обоих видов объединений наличествуют условия, которые необходимо соблюдать. Далее мы упомянем условия каждого из них.

Условия объединения, когда второй намаз переносится на время первого

1. Соблюдение очерёдности между ними.

То есть сначала необходимо совершать первый намаз, время которого идёт в настоящий момент, а затем – после него – второй.

2. Намерение на объединение намазов должно быть у молящегося до того, как он закончит совершать первый намаз. Желательным же (сунна) является наличие намерения на объединение до вступления на первый намаз.

3. Намазы необходимо совершить друг за другом. То есть ко второму надо приступить сразу по окончании первого, после приветствия. Намазы нельзя разделять зикром, другим желательным намазом или чем-то ещё. Если молящийся разделит их, совершив между ними что-то, что займёт время, которое будет считаться длительным по обыкновению, или же просто отложит второй намаз, не занимаясь ничем, объединение станет недействительным. В таком случае второй намаз будет необходимо совершить в его основное время. Это условие взято из практики Пророка.

Аль-Бухари передал от Ибн Умара, что он сказал: «Я видел, что, когда Пророк (ﷺ) торопился, находясь в пути, он откладывал обязательный вечерний намаз и совершал его в три раката, после чего отдавал приветствие. Затем он почти без задержки приступал к ночному намазу и совершал его в два раката, после чего отдавал приветствие ».

4. Путешествие должно продолжаться до тех пор, пока молящийся не приступит ко второму намазу. Таким образом, если он достигнет своего города во время совершения второго намаза, это не повредит действительности объединения.

Условия объединения, когда первый намаз переносится на время второго

1. Намерение на объединение намазов должно быть у молящегося до окончания основного времени первого. Если же, например, время обеденного намаза завершится, и молящийся не имел намерения на его объединение с послеобеденным, то обеденный намаз станет для него пропущенным, который необходимо возместить. Также человек в таком случае несёт грех за откладывание намаза от его времени.

2. Сафар (путешествие) должен продолжаться до тех пор, пока молящийся полностью не завершит совершение обоих намазов. Если же он достигнет своего города до того, как завершит оба намаза, то второй намаз будет считаться восполненным.

В данном случае не является условием определённый порядок совершения намазов. То есть молящийся может начать с любого из них. Также не является обязательным условием такого объединения совершать их подряд, без паузы между ними. Это является в данном случае лишь желательным (сунна).

Условия сафара (путешествия), при котором дозволяется сокращение и объединение намазов:

1. Расстояние, на которое выезжает путник, должно достигать 81 километра. Если расстояние будет меньше этой длины, то в таком путешествии сокращать и объединять намазы нельзя.

Аль-Бухари передал следующее сообщение, связав его с главой о расстоянии сафара, при котором сокращается намаз: «Ибн Умар и Ибн Аббас (да будет доволен ими Аллах) сокращали намаз и не держали пост (в месяц Рамадан), когда выезжали на расстояние четырёх бурдов». Четыре бурда равны шестнадцати фарсахам, что приблизительно равняется 81 километру. Как сказали исламские правоведы, подобные действия совершаются только по причине знания, полученного от Пророка.

2. Путник, отправляясь в путь, должен намереваться достичь определённого места. Таким образом, если человек просто скитается, не направляясь куда-то конкретно, или же если он следует за кем-то и не знает, куда направляется, то его путь не будет считаться сафаром, в котором дозволено сокращать и объединять намаз.

Это касается ситуации, когда путник ещё не преодолел необходимого расстояния сафара. Если же он преодолеет его, то ему будет дозволено сокращать намаз, поскольку в таком случае он убедится в том, что его путь достигает необходимого расстояния.

3. Целью путешествия не должен быть грех. Если же человек отправляется в путь, чтобы совершить грех, то в таком случае ему нельзя сокращать намаз. Как, например, если человек выезжает в путь для торговли опьяняющими напитками, для ростовщичества, совершения прелюбодеяния или разбоя. Поскольку сокращение намаза является шариатским облегчением, которое не призвано облегчать грех.

Также стоит отметить, что сокращать намаз в пути является более предпочтительным, чем совершать его полностью, поскольку Всевышний Аллах любит, когда пользуются Его облегчениями, как это передаётся в хадисе от Его посланника (ﷺ).

Статья подготовлена на основе материалов книги «Аль-фикху ль-манхаджи аля мазхаби ль-имами Аш-Шафии».

Вопрос:

Могу ли я начать совершать зухр-намаз, когда до наступления намаза аср осталось пять минут?

Ответ:

Одним из обязательных условий всех пяти является совершение намаза именно в тот отрезок времени, который отведён на его совершение. Например, человек не может совершить обеденный (зухр) намаз до тех пор, пока не наступит период, который отведён для его совершения. Следовательно, время совершения того или иного фарз-намаза начинается с момента наступления этого отрезка времени и заканчивается с наступлением времени следующего намаза, кроме утреннего. Отрезок времени, отведённый на совершение утреннего намаза, начинается с истинного рассвета, то есть сразу после времени ночного намаза, но заканчивается не с наступлением времени следующего намаза, то есть обеденного, а с восходом солнца.

Исходя из этого, в любой момент этого отрезка времени человек может совершить тот или иной фарз-намаз, относящийся именно к этому отрезку времени. А если человек не успеет совершить намаз вовремя, то он в любом случае должен возместить его. А в какое именно время он должен возместить , зависит от причины, по которой он не успел совершить его вовремя.

В любом случае каждый мусульманин должен быть очень внимателен к своим намазам и стараться совершать их сразу же, как наступает их время – в начале отрезка времени, отведённого для них. Нельзя откладывать намаз без уважительной причины до тех пор, пока не останется времени, достаточного завершить весь намаз. Но не будет греха в том, чтобы начать намаз в тот момент, когда до окончания отрезка, отведённого на его совершение, остаётся время, за которое он может завершить свой намаз, но удлинённый намаз уже не уложится в этот отрезок.

В книге «Аль-Маджмуʻ Шарх Аль-Мухаззаб » об этом пишется следующее:

«Разрешается откладывать намаз на конец периода, отведенного на его совершение, если остается время, достаточное для завершения всего намаза до окончания отрезка времени. Если же человек успевает совершить одну часть намаза в пределах отрезка времени, отведённого на его совершение, а другую часть – уже после него, то надо смотреть. Если один ракаат и более был завершён в течение этого отрезка, то весь намаз считается совершённым вовремя ».

То есть если всё-таки вышло так, что у человека не осталось достаточно времени для совершения всего намаза вовремя, он, несмотря ни на что, должен как можно скорее начать совершать намаз. Если человек успел завершить хотя бы один ракаат до окончания отрезка времени, отведённого на совершение этого намаза, то, согласно мнению большинства учёных, его намаз считается совершённым вовремя.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

مَنْ أَدْرَكَ مِنَ الصُّبْحِ رَكْعَةً قَبْلَ أَنْ تَطْلُعَ الشَّمْسُ فَقَدْ أَدْرَكَ الصُّبْحَ ، وَمَنْ أَدْرَكَ رَكْعَةً مِنَ الْعَصْرِ قَبْلَ أَنْ تَغْرُبَ الشَّمْسُ فَقَدْ أَدْرَكَ الْعَصْرَ

«Тот, кто успел совершить хотя бы один ракаат утреннего намаза до восхода солнца, успел совершить утренний намаз вовремя, и тот, кто успел совершить хотя бы один ракаат послеобеденного намаза до захода солнца, успел совершить послеобеденный намаз вовремя ». (Бухари 579, Муслим 608)

Однако всё вышесказанное не означает, что можно откладывать намаз на самый последний момент. Ни в коем случае нельзя этого делать. Речь идёт об исключительных случаях, когда человек по веским причинам не смог совершить намаз в начале отрезка времени, отведённого на его совершение. Каждый мусульманин должен быть очень внимателен к своим намазам, стараясь совершать их сразу же, как наступает время, отведённое для него.

Мусульманин обязан молиться пять раз в день, и очень немногие события снимают с него эту обязанность. Работа и учеба к таким событиям не относятся. Однако, учась и работая, мусульмане зачастую сталкиваются с несколькими трудностями. Они говорят: «У нас нет на это времени, да и молиться негде. А если станешь объяснять — засмеют». Так ли это на самом деле?

Омовение и обязательный намаз, прочитанный быстро, займут у здорового человека от силы пятнадцать минут. Если омовение уже есть, полуденный намаз (зухр) занимает, к примеру, минут пять. Да, это быстро и без желательных намазов, но лучше прочитать быстро один обязательный намаз, чем не помолиться вообще. Практически с любой пары в университете можно отлучиться на несколько минут. Практически на любой работе можно найти время для молитвы. Для сравнения: пятнадцать минут (максимум) значительно меньше суммы дневных перекуров у того, кто курит. В случае, если ваша работа действительно (только будьте честны с собой!) не допускает отлучения даже на пять минут (например, если вы врач скорой помощи на вызове), вам следует связаться с исламским ученым и описать свою ситуацию. Каждый такой случай решается индивидуально.

С местом чуть сложнее, но ненамного. В университетах почти всегда есть свободные аудитории или укромные закутки в коридорах. При согласии коллег вы можете молиться прямо на месте работы, например, в уголке общего офиса. В больших зданиях, если поговорить с начальством, вам могут даже выделить комнату. Если вам запрещают молиться на работе, попробуйте выйти и помолиться на улице.

Ситуация, когда вы встречаете сопротивление коллег, однокурсников или преподавателей, к сожалению, не самая редкая. Если вы оказались в таком положении, сохраняйте стойкость. Скорее всего, увидев вашу непреклонность, люди оставят вас в покое и позволят молиться.

Если перед вами стоит выбор: намаз или работа, — выбирайте намаз. Подумайте, так ли вам нужна работа, которая грозит обернуться муками Ада. Не сдавайтесь. Обычно Аллах помогает тем, кто изо всех сил старается исполнять Его повеления.

Существует распространенное заблуждение, что на работе и учебе можно объединять намазы (например, полуденный (зухр) с послеполуденным (аср)) или вовсе переносить их на вечер. Это запрещено, и отложенный таким образом намаз считается пропущенным.

Если вы все-таки пропустили намаз, его обязательно нужно восполнить с намерением на возмещение. Совершение желательного намаза не идет в счет восполнения пропущенных молитв. Если вы раскаялись в пропуске намаза и восполнили его, есть надежда, что Аллах простил вас. Но вы не можете быть уверены в этом, поэтому нельзя на регулярной основе пропускать намазы, чтобы потом их возместить. К тому же, раскаяние не считается раскаянием, если человек не имеет намерения прекратить грешить.

Вопрос: В какой одежде нужно стоять в намазе? Можно ли делать намаз в домашней пижаме?

Ответ: Стоять в намазе в рабочей одежде, в одежде в которой стыдно появиться перед важными людьми, в одежде и носках с плохим запахом будет макрухом. Если нет никакой другой одежды то не будет макрухом. Если есть деньги то нужно для этого купить одежду.

Тот кто собирается появиться перед важными людьми должен надеть красивые и чистые одежды. И тот кто стоит перед Аллахом тоже должен обратить на это внимание, нельзя совершать намаз в одежде в которой стыдно появиться перед большими людьми! В 31- аяте суры Араф говорится: «Надевайте лучшие украшения ваши, когда идете в храм.»

В одном из хадиси шарифов сказано:

«Собираясь на намаз надевайте свои лучшие одежды. Аллаху тааля более других достоин украшения и нарядов.» (Байхаки)

Не запрещено (не макрух) читать дома намаз в чистой домашней одежде или в просторной пижаме или ночной одежде. Но нельзя в пижаме появляться в мечети! Также неправильно сидеть в пижаме перед чужими людьми. Нельзя делать поступки противоречащие и оскорбляющие наши традиции!

Вопрос: Как влияет на намаз если делать намаз в одежде с рисунками или надписями?

Ответ: Если рисунки и надписи видны то будет макрухом. Если закрыты не будет макрухом.

Вопрос: В только что купленных брюках очень длинные, еще не подшитые штанины. Можно ли читать намаз с подвернутыми штанинами?

Ответ: Если длинные брюки закрывают ноги то это не вредит намазу. Если подвернуть высоко что будут видны голени, будет макрухом.

Вопрос: Разве не запрещено мужчинам носить узкие брюки в обтяжку, читать в таких намаз?

Ответ: Носить мужчинам очень узкие, облегающие брюки не разрешено. В брюках которые обтягивают срамные места, в очень тесных брюках читать намаз будет макрухом. Носить такие брюки на людях не соответствует требованиям нашей религий к одежде.

Вопрос: Могу ли на время намаза снять отутюженные брюки чтобы они не износились и надеть другие удобные брюки, и после намаза надеть их заново. Будет ли правильно если это делаю чтобы они не помялись и для аккуратного сохранения дорогих брюк?

Ответ: Конечно одежда при таком использований будет аккуратной, но и к вашему намазу вы должны относится не менее щепетильно. Коран приказывает нам стоять в намазе в хороших одеждах. Чтобы предстать перед знаменитым и важным человеком, человек должен надеть красивые и чистые одежды. И собираясь встать перед Аллахом на это тоже стоит обратить особое внимание! Нужно соответствовать аяту: «Вставая на все намазы, надевайте красивые, чистые, приятные одежды» и хадису где сказано: «Приятный аромат уменьшает горесть, чистая одежда уменьшает трудности.» и соответствовать этому, стараясь носить пусть даже старую но чистую одежду! В широкой пижаме намаз читать можно, это не макрух.

Вопрос: Считается ли рабочей одеждой лабораторный халат? Можно ли в такой одежде делать намаз?

Ответ: Рабочей одеждой считают грязную, промасленную одежду. Если лабораторная одежда чистая и аккуратная, то вреда для намаза нет. Будет даже лучше.

Вопрос: Можно ли смотреть на срамные места человека совершающего намаз в брюках?

Ответ: Это будет харамом.

Вопрос: В намазе пуговицы пиджака должны быть застегнуты?

Ответ: Нет необходимости. Застегнутые пуговицы относятся к правилам приличия, и так будет лучше.

Вопрос: Можно ли встать на намаз с не застегнутыми на рукаве рубашки пуговицами?

Ответ: Не вредит.

ИЗОБРАЖЕНИЕ КРОКОДИЛА

Ответ: Если изображение живого существа маленькое, что взрослому человеку стоящему на ногах не различить его органы, то намаз в такой одежде не будет макрухом. (С. Абадийа)

В МАЗХАБЕ ШАФИИ ОДЕЖДЕ С РИСУНКОМ

Вопрос: Разрешается ли в мазхабе Шафии читать намаз с изображением живого существа? Делает ли макрухом намаз рисунок на стене?

Ответ: Также как и в Ханафи, в Шафии намаз с изображением живого существа в намазе делает намаз макрухом.

В Шафии, в каком бы месте комнаты не находился рисунок с живым существом если не отвлекает от намаза не делает намаз макрухом. (Ислам Ахлакы)

Рейтинг: / 0

Имя: kamilya
Текст вопроса: Assalamu aleykum. Propuskat" namaz iz-za raboty haram, esli net vozmojnosti sdelat" vo vremya raboty? v nemusul"manskoi strane jivem

Ответ:
По шариату у каждого намаза есть определенный промежуток времени, т.е. от и до. У утреннего намаза - начиная от утренней зари до восхода солнца, у дневного намаза - с момента, когда солнце сходит с зенита и до намаза асра, у асра время начиная от двух теней по мазхабу Абу ханифы(у некоторых намазов когда величина тени предмета равна длине самого предмета - до одной тени) до захода солнца. У Магриба(Ахшам) время от захода солнца до момента, когда исчезает на небосводе белое зарево(шафак), у последнего намаза аль-Иша время от того момента, когда заканчивается белое зарево до времени утреннего намаза. Мы это все перечисляли для того, что бы нашим читателям напомнить, что у каждого намаза есть свой промежуток. Слов нет, и это не оспоримо, что читать намаз в первое время, т.е. как только время заходит - это на много больше саваба, воздаяния. Но, если человек занят работой, дежурством то ему придется читать потом, но в указанный промежуток времени. Вполне такое наблюдаю, не только в России, но и в мусульманских странах. Например, если дежурный человек стоит у ворот мечети аль-Харам он во время намаза не может никак присоединиться к джамагату, т.к. стоит на посту, и эти люди читают намаз уже после джамагата.

Так же из данного вопроса, Камилла, если человек занят какой-либо работой, то он должен помнить, что у него есть промежуток, в которой он должен успеть прочитать. Если он даже не может сунну, хотя бы минимум аль-фард должен прочитать в любом случаи. Если вообще никак не может прочитать в указанный промежуток, ученые дают такую фетву - продолжать работать, по мере возможности читать намаз, но параллельно изыскивать пути смены работы, которая подходит под ваши условия, т.е., что бы там можно было читать намаз в нужные промежутки.