Упражнения для грудничка в ванной. Полезно ли младенцу плавать в большой емкости дома? Полезные аксессуары: круг для плавания младенцев

Упражнения для грудничка в ванной. Полезно ли младенцу плавать в большой емкости дома? Полезные аксессуары: круг для плавания младенцев
Упражнения для грудничка в ванной. Полезно ли младенцу плавать в большой емкости дома? Полезные аксессуары: круг для плавания младенцев

Детки 7 месяцев более активны и самостоятельны, выполняют упражнения без помощи родителей.

Купание грудничка с кругом в 7 месяцев видео:

К году можно научить ребенка поднимать выше ножки к поверхности и делать брызги. Упражнение развивает осознанное управление нижними конечностями и позволяет быстрее освоить навык ходьбы.

Обзор на круг для купания грудничков от родителей видео:

Благодаря данному изделию, можно выполнять любые упражнения гимнастики в воде для грудничков, кроме ныряния. Не рекомендуется выполнять и подготовку к нырянию - окатывать водой ребенка с верху. Выемка для подбородка плотно контактирует с кожей, вода может попасть в рот или нос малыша.

Музыка для купания. Отличным решением для музыкального сопровождения во время купания имеет круг Flipper. Спокойные классические мелодии заинтересуют любого малыша и доставят больше радости от гимнастики в воде.

Гимнастика для снятия тонуса у грудничков

Обучению сознательным действиям дает мышечный тонус. Когда грудничок в расслабленном состоянии и спокоен, его мышечная система слегка напряжена. Это явление называется мышечным тонусом.

Нужна ли гимнастика грудничку при гипертонусе - Доктор Комаровский видео:

По мере взросления тонус понижается. Но так происходит не всегда, и патологию тонуса (гипертонус, гипотонус, тонус асимметричен, неравномерный) нужно исправлять. Для устранения мышечного тонуса рекомендуют проводить гимнастику в воде для грудничков и комплекс массажных упражнений.

На протяжении всех манипуляций должно быть ласковое общение с малышом. Если ребенок устал или недоволен, массаж нужно прекратить.

В каждом возрастном периоде делаются конкретные манипуляции:

От 1,5 до 3 месяцев. Распространен гипертонус ручек и ножек. Для расслабления делается поглаживание. Время проведения массажа и гимнастических упражнений – 15 минут.

Гимнастика и массаж от гипертонуса грудничков 1-3 месяцев видео:

От 3 до 6 месяцев. Энергично двигает ручками и ножками, хватает игрушки - развиваются и укрепляются мышцы и суставы. Занятие включает в себя пассивные несложные упражнения, которые усложняются по мере взросления.

Гимнастика при гипертонусе грудничков 3 - 6 месяцев видео:

Массаж осуществляется по принципу: встряхивать, вибрировать и растирать с помощью подушечек пальцев. Для расслабления и успокоения нервной системы, к массажу приступают и завершают поглаживанием. Так же гимнастику от гипертонуса в этом возрасте выполняют с использованием надувного мяча.

От 6 до 9 месяцев. Применение гимнастических процедур для активизирования координационных действий и развития опорно-двигательной системы.

Гимнастика для снятия тонуса грудничков 6 - 9 месяцев видео:

Используются следующие упражнения: сводить ручки на груди, сгибать и разгибать ножки, переворачивать со спинки на животик, поощрять ползание, подымать ровные ножки.

От 9 до 12 месяцев. Делать гимнастические упражнения и массаж для укрепления суставов ножек и ручек, мышц животика и спинки.

Гимнастика для снятия гипертонуса грудничков 9 - 12 месяцев видео:

Массаж рекомендовано проводить днем через час после приема пищи или за час до еды. Помещение полезно проветрить. Температура минимум 22 градуса. Руки - вымыты с мылом, сухие и теплые. Для массажа подойдет крем либо масло, которые следует наносить на руки. Непосредственно на детское тело крема не наносятся.

Причина напряжения мышц может быть разной. Водные процедуры показаны всем, а при выполнении массажа от перенапряжения нужно учитывать ряд особенностей.

При гипертонусе осуществляется массаж щадящий: легкие поглаживания точечные прикосновения.

При гипотонусе осуществляется массаж стимулирующий: слегка давить, растирать, поколачивать, постукивать, пощипывать при поглаживании.

При тонусе асимметричном делается массаж успокаивающий. Усиление направлено на сторону с пониженным тонусом. Используется надувной мяч.

Физические манипуляции великолепно влияют на развитие. Кроме растирания и мяча, гимнастика в воде для грудничков имеет огромную значимость.

Плавание для грудничков в ванне начинается буквально уже с первых недель жизни. До 3-5 недели жизни ребенка необходимо купать в кипяченой воде (пока не заживет пупочная ранка). Очень важно, чтобы первые купания происходили в хорошем настроении малыша и, в первую очередь, в хорошем настроении родителей. Если родители планируют в последующем заниматься плаванием, прежде всего, они должны избавиться от собственного чувства страха. Конечно, новорожденный малыш выглядит крохотным и хрупким, но он вполне жизнеспособен, и чем меньше будет ваш страх и неуверенность, тем успешнее будет ваше общение малышом в воде.

Плавание для грудничков в ванне начинается буквально уже с первых недель жизни. До 3-5 недели жизни ребенка необходимо купать в кипяченой воде (пока не заживет пупочная ранка). Очень важно, чтобы первые купания происходили в хорошем настроении малыша и, в первую очередь, в хорошем настроении родителей. Если родители планируют в последующем заниматься плаванием, прежде всего, они должны избавиться от собственного чувства страха. Конечно, новорожденный малыш выглядит крохотным и хрупким, но он вполне жизнеспособен, и чем меньше будет ваш страх и неуверенность, тем успешнее будет ваше общение малышом в воде. Итак, если пупочная ранка зажила, можно переходить к купанию в большой ванне и начинать занятия по обучению плаванью.

Зачем грудного ребенка учить плавать?

Обучая ребенка плаванию, мы одновременно решаем несколько задач:

Повышаем устойчивость организма к перепаду температуры и укрепляем его иммунитет;
воздействуя на кожу и мелкие кровеносные сосуды ребенка, облегчаем насыщение тканей кислородом и улучшаем кровообращение головного мозга ребенка, способствуя его более быстрому развитию;
тренируем правильное дыхание ребенка, развиваем его бронхолегочную систему, учим задерживать дыхание;
воздействуем на кожу ребенка мягким массажем: вода - самый лучший массажист для маленького ребенка, очень нежный и эффективный.

Подготовка ванной для купания грудного ребенка
В помещении, где проводятся занятия, не должно быть жарко, вполне достаточно комнатной температуры (чтобы при выходе из ванной комнаты, не было сильного перепада температуры).
Необходимо тщательно вымыть ванну детским мылом и желательно почистить пищевой содой. После этого хорошо ополоснуть горячей водой.
Необходимые условия для купания новорожденного ребенка

Спокойствие и уверенность в движениях родителей;
удовольствие от плавания: занятия должны проводиться только в том случае, если это приносит радость и вам и ребенку;
регулярность: плавать с ребенком необходимо каждый день, без «праздников и выходных». Желательно в одно и тоже время, минут через 30-40 после кормления;
отсутствие противопоказаний: необходимо убедиться, что нет противопоказаний для занятий плаваньем. Для этого нужно проконсультироваться с , консультантом по грудному вскармливанию и неврологом.
Массаж перед Обязательно, перед тем, как начать занятие, необходимо подготовить малыша. Для этого делается легкий массаж (поглаживание и легкое разминание), гимнастика (движения ручками и ножками вверх-вниз, сгибание-разгибание). Продолжительность подготовительного этапа 20-30минут.

Погружение
Погружать ребенка в воду нужно медленно, постепенно и обязательно в вертикальном положении. Избегайте резких движений, которые могут испугать малыша. Спокойно и уравновешенно объясняйте ребенку, что сейчас он будет в водичке, будет учиться плавать, хвалите малыша.
Если плачет, не погружайте его насильно в воду! Постарайтесь успокоить малыша, чем-то отвлечь. Особенно благотворный эффект оказывает на малыша совместное купание с .
Температура воды для купания грудничка
Во время первых 6-10 занятий температура воды должна соответствовать температуре тела малыша, т.е. 36,6-37,2 градусов. В дальнейшем температура воды постепенно понижается (приблизительно на полградуса в неделю), а время занятий плаванием с ребенком увеличивается. Существует множество различных методик по снижению температуры воды, но необходимо учитывать, что каждый ребенок уникален, а потому реакция на одну и ту же температуру воды в ванне может быть совершенно разной. Чтобы определить температуру комфорта для вашего ребенка, необходимо внимательно присмотреться к нему в первые минуты купания:
если при погружении в воду ребенок плачет, и не успокаивается после 3-4 минут пребывания в воде, то, скорее всего вода холодновата;
если ребенок, немного поплакав, начинает активно шевелить ручками и ножками, при этом прекращает плакать, то вода оптимальной температуры для занятий плаванием и закаливания;
если же ребенок в воде пассивен и расслаблен, не желает двигаться, то, скорее всего вода слишком теплая.

Плавание новорожденных

Где можно научится плавать с младенцем?
Консультации по плаванию не реже одного раза в месяц для каждого ребенка проводят медицинские работники детской поликлиники в зале водных процедур или в домашней ванной. Родители ребенка должны получить в течение года не менее 12 консультаций.

Что вы должны знать о методике плавания?
Методика плавания делится на 4 уровня, соответствующие возрастным особенностям развития грудных детей -до 3 месяцев, от 3 до 6 месяцев, от 6 до 9 месяцев и от 9 месяцев до года. По мере роста ребенка упражнения усложняются и меняются виды поддержек. Возможность перехода к новым комплексам определяется в индивидуальном порядке по мере освоения ребенком первых уроков.

Где проводятся занятия дома и сколько нужно наливать воды в ванну?
Дома занятия проводятся в большой "взрослой" ванне, чисто вымытой и заполненной чуть больше 2/3.Температура воды в начале занятий обычно 37-38 градусов с последующим понижением. Лучшим результатом будет температура воды 36-34 градуса. По мере увеличения продолжительности занятий вода будет остывать, и вы таким образом будете приучать своего малыша к более прохладной воде и тренировать его защитные механизмы.

Какие основные виды движений в воде?
Основными видами движений в воде являются: плавание на спине и груди с ручными поддержками; плавание с автономными поддержками; самостоятельное плавание. Характер плавания во всех случаях интервальный - за проплывом следует короткий отдых. Плавание начинается на спине и чередуется с плаванием на груди.

А если малыш плачет в воде?
Следует учитывать, что в начале занятий большинство детей ведет себя настороженно и даже плачет - в этом случае ребенку необходим более длительный подготовительный период перед проведением стандартных проводок - родители фиксируют головной и тазовый конец ребенка и "проплывают" с ним от одного бортика ванны к другому - так ребенок привыкает к движению и большому объему воды. Можно также предложить ребенку соску - пустышку, отвлечь его игрушкой.

Можно ли ребенку нырять?
Можно, но приучать малыша к этому надо осторожно. Погружать голову ребенка в воду можно только после отработки у ребенка условного рефлекса задержки дыхания и "зажмуривания" на слово "ныряй" (это возможно только к 6 месяцам). Упражнение способствует улучшению мозгового кровотока, укреплению дыхательной мускулатуры. Категорически запрещается форсированное погружение ребенка с головой, бросание младенца в воду или прижимание его ко дну рукой: ребенок может сильно испугаться и задохнуться. При проведении сеансов лечебного плавания для ослабленных детей с заболеваниями ЦНС ныряние исключается, можно только попробовать погружать в воду рот ребенка.

Как сочетать плавание, занятия гимнастикой и массаж?
Лучшему усвоению движений в воде способствует специальная плавательная гимнастика на суше для рук и ног в положении "на спине" и "на груди", имитирующая кроль и брасс, проведение легкого массажа. Занятия массажем и гимнастикой следует начинать на 2-3 недели позднее начала занятий плаванием, соблюдая тем самым принцип дозирования нагрузки. В ряде случаев ослабленным детям массаж, гимнастику и плавание следует проводить в разное время.

Можно ли брать в воду игрушки?
Обязательными условиями проведения занятий в бассейне поликлиник являются красочное оформление места проведения процедур - красивые игрушки (3-4 надувных и столько же тонущих), яркие рисунки на стенах, музыкальное сопровождение занятий. Дома необходимы небольшие погремушки, количество игрушек зависит от размеров ванной комнаты. Игры и игрушки-манки в самых разнообразных формах помогают создать необходимый фон положительных эмоций и стимулировать психическое развитие детей. Как долго длится занятие плаванием? Обычно первые уроки продолжаются 10 минут и увеличиваются на 5 мин в неделю. При первых признаках утомления (перевозбуждение или сонливость) занятия прекращаются.

А если ребенок заболеет?
Возобновлять занятия, прерванные в связи с болезнью или другими причинами, следует так, как будто к ним приступают впервые, со строгим соблюдением правил постепенности, только после консультации с врачом. Во всех случаях необходимо помнить, что приобретенные навыки плавания без тренировки утрачиваются в течение 2-3 недель.

Как научить плавать грудничка

Врачи говорят: плавать нужно всем с дня рождения.

Все мы - врожденные пловцы. Ведь до появления на свет ребеночек 9 месяцев плавает во внутриутробной жидкости и, родившись, сохраняет эти навыки. Но поскольку возможности их продемонстрировать и развить ему обычно не предоставляют, малыш очень быстро забывает свой опыт, чтобы в лучшем случае лет в пять-шесть учиться плавать заново. Но некоторым деткам везет больше. С первых дней жизни в их распоряжении - огромная ванна, в которой можно упражняться в плавании. О том, зачем это нужно младенцу и как с ним заниматься, нам рассказывала специалист по грудничковому плаванию Виктория Александровна Рыбачук. «Плавание нужно всем деткам без исключения, - говорит Виктория. - Если мы запускаем рефлексы, мы заставляем работать и мозг. Поэтому такие занятия хороши не только для физического, но и для интеллектуального развития. Холодные или контрастные процедуры важны для тренировки нервной и иммунной системы. Если это делается не «под крик», дети хорошо спят, хорошо себя ведут, у них уменьшаются колики, восстанавливается мышечный тонус». Заниматься плаванием можно с первых дней жизни. Противопоказаний для него нет. Но, чтобы уточнить, что малышу можно делать в воде, а чего нельзя, нужно посоветоваться с неврологом. Например, деткам, которым противопоказаны малейшие стрессы, обливание и плавание в холодной воде не подойдет. Какие бы занятия вы ни выбрали, первые процедуры проводите только с инструктором!
ПОДГОТОВКА. Приступают к занятиям, когда ребенок сыт, но не раньше, чем через полчаса после еды. Прежде чем начинать, малыша нужно разогреть. Для этого делают массаж и зарядку с упором на рефлекторные упражнения. Можно слегка приподнимать ребенка, вложив указательные пальцы в его ладошки (страхуя большими пальцами), делать разведение ножек, подтягивание по очереди коленок к локоткам. Можно перекатывать ребеночка вдоль кровати, держа за ножки. Но при этом нужно следить, чтобы он лежал ровно, резко не переворачивался, а его головка не перекашивалась. После разогрева можно приступить к водным процедурам. Они могут быть двух видов: ныряние в холодной воде (при этом малыш проплывает под водой) и плавание в теплой. Чем же ныряние в холодную воду лучше «теплого»? «У холодной вод есть свои преимущества, - говорит Виктория Александровна. - Теплая вода плохо действует на слизистые оболочки, а холодная их, наоборот, укрепляет. После холодной воды малыш начинает лучше видеть, он словно «наводит резкость».

ПОД ВОДОЙ. Это не только плавание, но и закаливание. Поэтому ванну наполняют холодной водой (от 15 до 17 *С). Затем малыша, держа под мышки, опускают в воду. Как только его ножки коснутся воды, кладут горизонтально, личиком вниз, и через одну-две секунды он погружается под воду и плывет. По одной методике малыша проводят под водой, по другой - отпускают, погрузив в воду, и он плывет самостоятельно. Прежде, чем начать, ему нужно проговорить все, что будет происходить. Не смотря на то, что кроха недавно родился, он прекрасно вас понимает. Перед нырянием нужно сообщить, что «сейчас мы нырнем». Но не командным тоном или сочувствующим тоном, а спокойно, по-дружески.Если все сделано правильно и малыш спокоен, опасности, что ребенок захлебнется, нет: как только его ножки касаются холодной воды, он рефлекторно задерживает дыхание. Многие перед погружением плещут малышу на личико воду. Это имеет смысл тогда, когда ныряние происходит в теплой воде, во время плавания и игры, когда малыш расслаблен, увлечен процессом. Если в такой ситуации его погрузить в воду без предупреждения, он задержит дыхание на несколько секунд позже, успеет хлебнуть воды и испугается. Малыш проводит под водой около 5 секунд. Затем его вынимают, вытирают и хорошенько укутывают. Нужно дать ему время прийти в себя, восстановить дыхание, а затем, если он успел проголодаться, приложить к груди.

И НА ВОДЕ. Подходящая температура для таких занятий – от 34 до 37*С: при более высокой температуре малыш перегревается, а это плохо сказывается на сосудах. Первые несколько занятий также должен провести инструктор. А затем родители смогут делать это сами. Одну руку, как правило, держат на подбородочке ребенка, при этом указательный палец должен быть рядом с ротиком. Вторая рука лежит на затылке. Ребенка можно поводить по воде на спинке, затем незаметно перевернуть на животик и поплавать «восьмерками». Лежа на спине, он может отталкиваться ножками от стенок ванны. В первые месяцы купание не должно занимать больше 15 минут. Постепенно это время можно продлевать, а температуру воды – понижать. Лучший вариант – это совместное купание с мамой или папой. В конце занятия хорошо ввести элемент закаливания. Это может быть обливание или «холодное пятно». Делают это так. Открывается кран и по стенке ванны льется холодная вода. На этом участке образуется слой прохладной воды, через него «восьмерочкой» несколько раз проводится ребенок. Плавание и ныряние нужно чередовать, например, днем проводить ныряние, а вечером - плавание, иначе малыш устанет. Если вы решили плавать с новорожденным, прежде всего, прогоните страх. «Пугливому» родителю (как и лишним зрителям) в ванной лучше не присутствовать. Если ребенок кричит, боится процедуры – сделайте перерыв (для совсем маленьких на неделю, для старших – больше). Межу собой мама и папа не переговариваются. Здесь важна полная сосредоточенность на ребенке. Разговаривать с малышом можно и нужно. Бодрым, радостным тоном, не слишком громко и без сочувствия.

ОБЛИВАТЬСЯ НА РУКАХ У МАМЫ. Если нет противопоказаний со стороны невролога, плавание в теплой воде можно завершить обливанием холодной водой из-под крана. Или заменить этой процедурой ныряние. Малыша при этом лучше прижать к себе: так вы максимально уменьшите стресс. Обливайте, начиная с личика, чтобы ребенок задержал дыхание. Затем лейте на голову и плечи, снова на головку, потом снова на плечи. Объем воды - от 2 до 5 литров. После этого малыша хорошенько вытрите и укутайте. Если ребенок совсем маленький, пеленки нужно предварительно прогреть.

Светлана, мама четырехмесячной Кати: «Я занималась плаванием с дочкой с первых дней жизни. Еще в роддоме мы начали обливать ее холодной водой, под краном. А после выписки начали плавать дома. Первые занятия проводил инструктор. Девочка реагировала очень хорошо: она спокойно ныряла, а после процедуры была очень уравновешенной. А недавно мы отдыхали в Египте, с Катей. Я ни в коем случае не призываю летать в экзотические страны с грудным ребенком, успех этого мероприятия зависит от многих факторов. Но у нас все прошло замечательно, и я уверена, что в первую очередь потому, что дочка подготовленная, крепенькая. Катя нормально перенесла акклиматизацию, с удовольствием плавала в море. Мы брали ее на ручки, погружались в воду, потом отпускали, и она плыла под водой. Конечно, со страховкой. Тогда она впервые ныряла с нами, без инструктора. Мы увидели, что ей это нравится. Катя растет спокойным ребенком, за четыре месяца ее жизни нам ни разу не пришлось обратиться к врачу».

В последние годы грудничковое плавание пользуется большой популярностью. Родители доверяют ребенка умелым рукам тренера в бассейне или с энтузиазмом сами обучают его плавать в ванне. Занятия с новорожденным малышом в воде не только являются увлекательной и модной процедурой, но также приносят огромную пользу развивающемуся организму новорожденного.

Многие мамы и папы удивляются тому факту, что их кроха прекрасно себя чувствует в водной среде, барахтается и гребет ручками и ножками с большим удовольствием. На самом деле ничего странного в таком поведении младенца нет, ведь на протяжении целых девяти месяцев он пребывал в амниотической жидкости в маминой утробе. Родившись, ребенок еще примерно три месяца умеет задерживать дыхание под водой, но постепенно этот инстинктивный навык теряется.

Если вы знаете о пользе грудничкового плавания и хотели бы научить ребенка плавать в ванной, то видео в конце данной статьи поможет вам в достижении цели. Если же вы впервые попали на данную статью, то рекомендуем Вам ознакомиться, почему грудничковое плавание так полезно для малышей. Также статью хотелось бы начать с тизерного видео, чтобы дать представление, что же такое грудничковое плавание в действии.

Грудничковое плавание — Оля 6 месяцев

С чего началась история грудничкового плавания

В середине 60-х годов прошлого столетия, у обычного инструктора по плаванию, для которого вода была родной стихией, родилась недоношенная дочь. Поскольку Игорь Борисович остался наедине со своей проблемой, первая мысль, которая пришла ему в голову - разместить ребенка в ванной с водой, чтобы создать телу условия гравитации, пока не наступит момент адаптации к новым условиям. Для того, чтобы выжить в новых условиях, организму малышки нужны были силы, которых у нее на тот момент не хватало. И вот что произошло. Организм, постоянно находясь в воде, использовал все ресурсы на построение необходимых тканей. И спустя три месяца, девочка стала опережать в развитии новорожденных детей, которые родились в срок. Причем она опережала не только в физическом плане, но и на интеллектуальном уровне. Девочка спокойно погружалась на глубину нескольких метров в бассейне, предназначенном для взрослых, а к 11 годам, стала чемпионкой страны по плаванию.

Простой, безопасный и эффективный метод был настолько необычным, что мигом распространился по всему миру. Нет ничего удивительного в том, что в нашей стране его признали опасным и разрешения на внедрение в практику он не получил. А вот в странах дальнего зарубежья серьезно заинтересовались данной методикой, и подошли к вопросу о развитии детей в водной среде, со всей серьезностью. Стали открываться специальные институты для исследования развития детей в воде и практиковать грудничковое плавание. А потом начали открываться и школы в странах Европы, Америке и городах Японии.

Увидев подобный успех метода, наше министерство по здравоохранению к концу 70-х позволило проводить грудничковое плавание и в нашей стране. А совсем скоро в детских лечебных центрах, стали открываться оздоровительные курсы водного плавания.

Председатель федерации по плаванию, медик по профессии - Захарий Фирсов оказал огромную помощь в воплощении грудничкового плавания в жизнь, выпустив книжное издание о детском плавании под названием «Плавать раньше, чем ходить». В своей книге он подробно изложил о влиянии водной среды на организм ребенка с первых дней его появления на свет. Он доказал, что мозг ребенка в состоянии невесомости т.е. в воде, освободившись от гравитации, развивается намного быстрее. Первая спортивная школа по плаванию была открыта в Ленинграде в 1934 году, директором корой стал сам Фирсов.

Особенности грудничкового плавания

Многие родители прекрасно осведомлены о возможности проведения водных занятий с младенцем грудного возраста. Но не всех мам и пап такая затея приводит в восторг. Очень странно и необычно наблюдать за новорожденным малышом, спокойно и свободно двигающим ручками и ножками в воде. Взрослые люди считают водную среду неестественной для жизни человека, а для маленького ребенка и вовсе опасной. Но так ли это в действительности?

Стоит вспомнить, что в течение девяти месяцев эмбрион плавает в плодной жидкости, которая является для него надежной защитной оболочкой от неблагоприятных внешних воздействий, поставщиком питательных веществ. Поэтому для недавно родившегося крохи водная среда более естественна и приятна, нежели воздух.

Новорожденный младенец воспринимает воздушное пространство, как нечто инородное и тяжелое, заставляющее дышать самостоятельно. Еще несколько недель после рождения малыш сохраняет инстинкт плавания, позволяющий ему замечательно держаться на поверхности воды, нырять, не задыхаясь.

Эту удивительную особенность поведения грудного ребенка используют в развивающих и терапевтических целях медицинские специалисты. Педиатры уверяют, что грудничковое плавание позволяют новорожденному не забыть о плавательном инстинкте, и даже еще больше развить его. Оздоровительное плавание для грудничков применяется для эффективной профилактики и лечения детских заболеваний, укрепления здоровья и полноценного развития новорожденного малыша.

Польза грудничкового плавания

Регулярное плавание для грудничков в бассейне или ванне способствуют улучшению физического и психического состояния. Плавание для грудничков стимулирует дыхательную функцию легочной системы, укрепляет сердце и кровеносные сосуды, повышает гибкость и подвижность скелета, развивает мышцы, благотворно влияет на работу печени и почек.

Грудничковое плавание нормализует обменные реакции в организме, активизирует иммунитет, ускоряет кровообращение. Особенно благоприятно плавание грудничков в ванной сказывается на функционировании центральной и вегетативной нервной системы ребенка.

Малыш, практикующий грудничковое плавание с самого рождения, обладает хорошей памятью, быстро соображает, не проявляет психических отклонений, капризности или тревожности, редко страдает болезнями пищеварительного тракта.

Как плавание для грудничков воздействует на организм:

  • Сердце и кровеносные сосуды. В воде ребенок совершает активные движения конечностями, что способствует укреплению мышцы сердца, стенок артерий и капилляров, увеличению скорости кровотока.
  • Органы дыхания. Во время плавания малыш производит более глубокие и редкие дыхательные движения грудной клеткой. Легкие интенсивно снабжаются кислородом, носоглотка хорошо продувается воздушными потоками. Поэтому любящий купание младенец реже сверстников болеет простудой, подхватывает вирусную инфекцию, страдает от насморка.
  • Нервная система. Грудничковое плавание стимулирует кровообращение и обмен веществ в сосудах головного мозга, ускоряет вывод из тканей продуктов распада. Плавание новорожденного в ванной повышает тонус и настроение ребенка, помогает поддерживать в норме психическое состояние.
  • Опорно-двигательный аппарат. Когда младенец находится в воде, на его кости, связки, сухожилия и мышцы приходится одинаковая нагрузка. Скелет развивается правильно и пропорционально, мышечная ткань укрепляется за счет необходимости постоянного сопротивления давлению водных потоков.
  • Органы мочевыделения. Во время плавания мышцы туловища ребенка активно сокращаются, что ускоряет кровообращение и метаболизм в почках и органах малого таза. Из тканей выводятся шлаки и токсические вещества.
  • Кожные покровы. Вода является для кожи малыша несильным и безопасным раздражителем. Она вызывает усиление работы сальных и потовых желез, раскрывает поры, способствует удалению из них накопившихся вредных веществ, позволяет клеткам легко и полноценно дышать.

Чем еще полезно грудничковое плавание?

  1. При регулярных занятиях по плаванию, у детей укрепляется иммунитет, появляется устойчивость к перепадам температуры, а так же к простудным заболеваниям. Дети, занимающиеся плаванием, физически лучше развиваются и у них реже появляются проблемы со здоровьем.
  2. Маленькие пловцы отличаются правильной осанкой и крепким мышечным корсетом. У них практически никогда не бывает проблем с позвоночником.
  3. Грудничкам, выполняющим водные упражнения, не назначают массаж, поскольку в воде мышцы всего организма и укрепляются, и расслабляются одновременно. Такие дети раньше своих сверстников начинают ходить.
  4. В водной среде в условиях выживания организмом выделяется дополнительная порция эритроцитов в крови, которые повышают уровень гемоглобина.
  5. Во время плавания тренируется дыхательная система, которая активирует процесс кровоснабжения внутренних органов.
  6. Вода промывает и очищает гайморовы пазухи и носовые ходы от бактерий и вирусов. Поэтому грудничковое плавание является дополнительной профилактикой от насморка и аллергии у ребенка.
  7. В воде ребенок становится уверенным в себе. У него пропадают страхи, и он лучше воспринимает язык своего тела. В методике Чарковского говорится еще и о навеянных страхах и переживаниях, мешающих развитию ребенка, которые мать испытывала во время беременности
  8. Грудничок научившись плавать в ванной или бассейне с младенческих лет, ребенок никогда не будет бояться открытых водоемов.
  9. Немаловажным и самым большим плюсом занятий по плаванию является полноценный сон маленьких пловцов. Если дети плавают, у них крепкий сон, а, значит, и хорошее здоровье. Ведь именно во сне происходит восстановление сил организма и укрепление иммунитета.

Плавание грудничков в ванной. Правила грудничкового плавания.

  • Подходящий возраст. Нельзя учить новорожденного плавать в ванной сразу после рождения. Обучать плавать и нырять грудничка следует с 3 - 4 месячного возраста, когда полностью заживает пуповина. Малыш должен хотя бы немного привыкнуть к новой обстановке и необычным условиям существования. В четыре месяца младенец уже достаточно крепкий и рослый, но про плавательный инстинкт еще не забыл.
  • Подготовка ванной комнаты. Не стоит начинать первое водное занятие в бассейне. Ребенок может испугаться незнакомых людей и странного помещения. Лучше приступать к упражнениям в спокойной и расслабляющей домашней обстановке. Прежде чем заполнить ванну теплой водой, необходимо тщательно помыть ее обычным хозяйственным мылом. Не рекомендуется использовать для купания крохи экстракты лекарственных растений или марганцовку. Когда ребенок плавает, он может нечаянно заглотнуть воду с добавками и отравиться. Раз в неделю ванну, в которой занимается малыш, следует чистить содой.
  • Оптимальная температура воды. Первые упражнения желательно проводить при температуре воды +35°C. Когда младенец немного привыкнет к плаванию, можно использовать водичку чуть холоднее. Но маме нужно помнить, что новорожденного ребенка нельзя купать при температуре ниже +32°C. Понять, насколько комфортно малыш чувствует себя в ванне, легко по его поведению. Если кроха истошно плачет, не умолкая, при погружении в воду, то ему холодно, если же, наоборот, молчит и выглядит вялым, то ему слишком жарко. Температура подобрана идеально, когда грудничок весело и активно размахивает ручками и ножками. Пока ребенок купается в ванне, вода медленно остывает, но возвращать ее к изначальной температуре необязательно. Новорожденному младенцу полезно закаливаться.

Показания к плаванию малыша

Плавать и нырять грудничку полезно, и даже необходимо для укрепления здоровья. Существуют заболевания, при которых занятия в воде являются для ребенка настоящим спасением. В перечень таких серьезных врожденных и приобретенных детских патологий входят:

  • гипотонус или гипертонус мышечной ткани;
  • серьезный недобор массы тела;
  • рождение при помощи кесарева сечения;
  • аномалии развития опорно-двигательного аппарата;
  • церебральный паралич;
  • искривление шейных позвонков;
  • нарушение функционирования суставов.

Противопоказания к грудничковому плаванию

Прежде чем заниматься с новорожденным малышом плаванием, следует обратиться к педиатру за разрешением. Врач не допускает кроху к водным упражнениям при наличии следующих болезней:

  1. кожные воспаления с язвочками;
  2. открытые раны;
  3. острые респираторные инфекции, сопровождающиеся высокой температурой;
  4. почечная или печеночная недостаточность;
  5. любые нарушения функционирования сердечно-сосудистой системы;
  6. наличие гнойных выделений на коже;
  7. гепатит, туберкулез, сифилис и другие инфекции, передавшиеся от родителей;
  8. психические отклонения, сопровождающиеся эпилептическими припадками.

Как научить новорожденного плавать в ванной?

Учить новорожденного ребенка плавать гораздо интереснее, чем может показаться неопытным мамам и папам. Дома малышу, конечно, сложно показать упражнения, которым обучает тренер в бассейне. Но в видео, которые подготовленные в данной статье по грудничковому плаванию помогут вам научить ребенка следующим упражнениям:

  • Отталкивания и перевороты. Мама должна приблизить ступни младенца к стенкам ванны. Когда ребенок упрется ножками в гладкую поверхность, он непременно попытается оттолкнуться и самостоятельно поплыть. Малыш может перевернуться со спины на животик. В этом случае его нужно легонько поддержать.
  • Плескание. Ребенка необходимо погрузить в воду животом вниз, придерживая голову за подбородок ладонью. Мама должна показать крохе, как интересно плескать по водичке ручками и ножками, наблюдая за расходящимися к стенкам ванны кругами.
  • Кораблики. В качестве кораблика можно использовать любую игрушку. Мама укладывает младенца в воду вниз животиком, помещает перед его глазами импровизированный кораблик. Малыш должен дотянуться до игрушки, активно гребя ручками и ножками.
  • Восьмерка. К этому упражнению следует переходить, когда ребенок научится плаванию по прямой линии. Его можно выполнять как на животе, так и на спине. Поддерживая малыша за подбородок или затылок, мама катает его по воде, выписывая цифру восемь. Скорость движения зависит от желания крохи.
  • Качели. Мама должна перевернуть ребенка на живот, погрузить его в воду, придерживая голову за затылок и подбородок, и плавно совершать движения вправо-влево, вверх-вниз.

Как научить грудничка нырять в ванной?

Ныряние грудничков является самым сложным из водных занятий. Неопытные родители жутко волнуются перед данной процедурой, боятся, что их любимый кроха наглотается воды и перестанет дышать. Как же научить ребенка нырять? На самом деле никаких проблем обычно не возникает.

Кроха с рождения знает, как задерживать дыхание, просто немного подзабыл. Торопиться с данным упражнением нельзя: малыш должен хорошенько подготовиться к новым впечатлениям.

Сначала нужно приучить младенца задерживать дыхание по команде. Мама отчетливо произносит слово «ныряй» и легонько дует ребенку в личико. Кроха закрывает глазки, морщится и на короткое время перестает дышать. Процедуру необходимо повторить десять раз. Далее задание усложняется. Теперь маме следует после слова «ныряй» не только подуть, но и побрызгать водичкой на личико малыша. После таких манипуляций можно смело переходить собственно к нырянию. Сначала кроху желательно погрузить в воду неглубоко и всего на две секунды, чтобы он не успел испугаться. Затем допускается увеличение времени погружения до шести или семи секунд.

Подводя итоги

Дети, занимающиеся плаванием с самого рождения, быстрее адаптируются в условиях детского садика и школы. Даже если малыш будет плавать в воде с помощью спасательного круга, он будет всегда на несколько шагов опережать в развитии своих сверстников, не контактирующих с водой.

Все без исключения родители желают видеть своих детей здоровыми. Основой здоровья является двигательная активность, которую в воде ребенок получает полноценным образом. Просто нужно предоставить ему эту возможность.

Видео: Как научить новорожденного нырять и плавать

Грудничковое плавание комплекс упражнений от 1 до 4-х мес

Видео: Первое плавание у ребенка 3-х месяцев

Видео: Грудничковое плавание в ванной

Водные процедуры чрезвычайно полезны для грудных детей. Но если одни мамы ограничиваются купанием младенца в детской ванночке с подставкой под спинку, то другие идут дальше вплоть до следования известному слогану "плавать - раньше, чем ходить!" Наверное, все мамы хоть что-то, да слышали о грудничковом плавании, а многие с разной степенью успеха практиковали обучение плаванию в домашней ванне, или в бассейне районной поликлиники. Портал Материнство предлагает обратиться к истории возникновения грудничкового плавания, познакомиться с теоретической основой этой методики и освоить некоторые практические навыки на конкретных примерах с фотографиями!

Плавание для грудных детей в домашней ванне. Фото - фотобанк Лори

Часть I. Теоретические аспекты плавания грудных детей

Из истории возникновения плавания малышей

Водные гигиенические ванны (туалетные ванны) грудным детям в возрасте 10-16 дней врачи-педиатры стали назначать в обязательном порядке в конце XIX в. Гигиенические ванны для младенцев носили исключительно пассивный характер и выполнялись на неподвижной основе при постоянной температуре воды в ванне 37-35°С.

В 1962 г. инструктор-спасатель бассейна "Москва" И.Б.Чарковский применил для недоношенного ребенка весом 1 кг 600 г своеобразный кювез-ванну с последующим обучением в нем нырянию, играм, плаванию.

Первая школа плавания и закаливания младенцев в полных ванных была организована в 1966 г. в Австралии практическими тренерами супругами Тиммермансами, апробировавшими методику плавания на своей дочери. Опыт Тиммермансов быстро переняли в США, Германии, Японии, Англии, Чехословакии.

В 1979 г. в специально созданном на базе педиатрической клиники Мюнхена Научно-исследовательском институте детского плавания имевшийся опыт был обобщен и проанализирован врачами, преподавателями плавания под руководством профессора К.Ветке. В 1971 г. Хайнц Бауермайстер, непосредственно занимавшийся обучением плаванию грудных детей, доложил результаты работ на Всемирной конференции медицинского комитета Международной Федерации плавания.

Было обучено плаванию более 700 грудных детей. Почти все они оказались невосприимчивыми к простудным заболеваниям, развивались быстрее своих сверстников, были намного активнее.

Большой вклад в пропаганду и агитацию плавания и закаливания младенцев в СССР внес президент Международного медицинского комитета ФИНА Захарий Павлович Фирсов, опубликовавший серию статей и организовавший несколько телепередач об этом виде плавания. Активные исследования в области физиологии плавания грудных детей и агитацию провел профессор Илья Аркадьевич Аршавский.

Закаливанию с помощью воды, солнечным и воздушным ваннам, физической культуре для детей грудного возраста придавали большое значение выдающиеся деятели отечественной педиатрии профессора А.А.Кисель, В.И. Молчанов, М.С.Маслов, Г.Н.Сперанский, А.Ф.Тур.

В СССР плавание в организованных центрах при детских типовых поликлиниках Москвы было начато в 1976-1977 гг.

Значение обучения плаванию в грудном возрасте

Успех в первичной и повторной профилактике заболеваний, нормальное развитие и воспитание детей грудного возраста могут быть обеспечены только в комплексе всех мероприятий по уходу, питанию, учету биоритмов сна и бодрствования.

Внутриутробно ребенок развивается в течение 9 месяцев в жидкой среде, в условиях антигравитации, и рождается с плавательными рефлексами, угасающими без закрепления в возрасте 3-3,5 месяца.

Физически беспомощный и неспособный координировано двигаться на суше в связи с резким переходом от относительной невесомости в период эмбрионального развития к воздействию сил гравитации после рождения, ребенок удивительно активен и эмоционален в полной ванне. Удельный вес младенца из-за большого количества лецитиновых жиров меньше удельного веса взрослого человека, поэтому младенец имеет положительную плавучесть и легко держится на воде, если у него выработан и закреплен в автомат навык плавания. Специфическое и важное значение имеет рефлекс задержки дыхания при погружении ребенка в воду, что с успехом используется при обучении плаванию и нырянию младенцев.

Систематические ежедневные занятия плаванием позволяют научить грудного ребенка плавать к концу первого года жизни. Надо помнить, что навыки плавания, приобретенные в грудном возрасте, остаются на всю жизнь при условии продолжения занятий в 2-3-летнем возрасте. Прекращение на 1-2 месяца занятий плаванием ведет к потере плавательных навыков, которые нужно восстанавливать вновь.

Воспитание в семье плавания, гимнастики, массажа и закаливания имеет большое значение для воспитания с самого раннего детства гармонически развитого человека.

Систематические занятия закаливанием и плаванием в полных ваннах:

  • Вызывают у грудных детей ярко выраженные положительные эмоции - радость, улыбку, гуление, верещание, которые переходят после сеанса плавания в стойкие реакции торможения - крепкий, здоровый сон.
  • Одновременное укрепление как сердечно-сосудистой и дыхательной систем, так и опорно-двигательного аппарата ведет к нормальному развитию младенцев, снижая смертность первого месяца и года жизни.
  • Процедуры плавания стимулируют аппетит и повышают обменные процессы вместе с повышением функции пищеварения - основ нормального развития грудных детей.

Таким образом, методика плавания и закаливания грудных детей доступна родителям.

Противопоказания к занятиям

Процедуры плавания прекращаются, если ребенок выражает плачем, криком неудовольствие, а также в случае появления "гусиной кожи" или дрожи.

Противопоказаниями к занятиям плаванием являются: заболевания в острой стадии, заразные кожные болезни, отклонения в развитии, исключающие возможность занятий.

Врачебный контроль и практические консультации

Наилучшей формой контроля динамики здоровья малыша являются контроль неонатолога, педиатра или семейного врача, которые в курсе особенностей течения беременности, родов, первых дней и недель жизни ребюенка.

Консультации по плаванию желательны не реже одного раза в месяц. Их проводят консультанты по плаванию и/или медицинские работники в детской поликлинике или дома. Родители ребенка должны получить в течение года не менее 12 консультаций.

Часть II. Подготовка к плаванию

В основе плавания младенцев лежит:

  • плавание на спине и груди с ручной поддержкой,
  • автономными поддержками, и, наконец,
  • самостоятельное плавание.

Плавание на ручных поддержках проводится главным образом в полных ваннах, автономные поддержки могут быть применены в этих же ваннах и в основном в бассейне. Самостоятельное плавание в ваннах и бассейне лучше всего осуществляется путем постепенного уменьшения ручных и автономных поддержек.

Характер плавания во всех случаях интервальный - за проплывом следует короткий отдых. Плавание начинается на спине в возрасте от 5 дней и чередуется с плаванием на груди. В зависимости от индивидуальных склонностей может преобладать один из видов плавания.

Пассивная реакция при плавании на спине может быть использована для отдыха грудных детей. Плавание на груди у большинства младенцев вызывает более активные двигательные реакции, что следует использовать для активизации ребенка с первого месяца жизни.

Подготовка к плаванию

Одним из важнейших принципов обучения плаванию младенцев является стимулирование движений, которые проводятся методистом во время плавания одной рукой.

Правильному усвоению движений способствует специальная плавательная гимнастика на суше для рук и ног в положении на спине и груди, как во взаимообратной, так и в симметричной координации - король и брасс.

Активизация движений ребенка при плавании наступает обычно на 8-9-й минуте в результате специфического двигательного настроя и улучшения гемодинамики мышц.

Игры в воде

Грудной ребенок - не взрослый в миниатюре. Об этом следует помнить, проводя сеанс плавания. Игры и игрушки в самых разнообразных формах помогают создать необходимый фон положительных эмоций и стимулировать гребковые движения младенца.

Игрушки надо приготовить заранее. Они должны быть
- безопасные (лучше резиновые и пластмассовые, не бьющиеся, не «линяющие»)
- чистые,
- яркие,
- не маленькие, чтобы ребенок сразу видел их на бортике ванны, но и не огромные, чтобы малыш легко мог их удерживать в ручках.

Постепенность дозирования

В основе проведения комплекса физических упражнении лежит строгое совладение правил постепенности дозирования на каждом этапе развития грудного ребенка.

Например, нарастание дозы плавания на каждом занятии должно находиться в диапазоне 10-15 секунд, а снижение температуры воды в конце каждого месяца - равняться 0,5 С, Иначе говоря, активизация двигательных функций достигается увеличением количества и стимулированием движений, а достижение высокой степени закаленности - неуклонным снижением температур полных ванн.

Особое внимание обращается на постепенное погружение головки ребенка. В подготовительном периоде в возрасте 1-2 месяцев в воду погружается только рот на 2-4 секунды, что способствует тренировке задержки дыхания через нос. В 5-6 месяцев, когда ребенок начинает играть с игрушками, ему можно разрешить доставать тонущие предметы со дна ванны, в положении сидя, постепенно наращивая глубину, стимулировать таким путем погружение головки с носом, а затем и с глазами.

Возобновление занятий после перерыва

Возобновлять занятия, прерванные в связи с болезнью или другими причинами, следует так, как будто они проводятся с самого начала, со строгим соблюдением правил постепенности. Занятий плаванием после болезни возобновляются только после консультации с врачом и по его назначению.

Форсирование доз плавания. Температур и погружений

Всякое форсирование (резкое увеличение) доз плавания, снижение температур воды и увеличение времени и количества погружений запрещается. Например, снижение температуры ванны сразу до 30°С или погружение с носом под воду длительностью 10-15 сек. в возрасте 1-1,5 месяца в подготовительном периоде должно быть категорически запрещено.

Место занятий дома и инвентарь

Плавание и закаливание могут проводиться в обычной домашней ванне, аналогичной ванне зала водных процедур или меньшей по размерам. Рядом с ванной должен находиться столик для пеленания, пеленки, салфетки, вата, комнатный и водный термометры.

Из таблицы видно, что увеличение времени плавания за каждый месяц соответствует 2-5 минутам, а ежемесячное снижение температуры равняется половине градуса Цельсия.

Часть III. Практика грудничкового плавания

Начало занятий плаванием

Оптимальным возрастом начала занятий следует считать 5 дней - 2 недели. В три месяца возрожденные плавательные рефлексы угасают, и с ребенком намного труднее проводить занятия. Поэтому 3-3,5 месяца - самый поздний срок начала плавания грудных детей. После трех месяцев занятия плаванием носят более индивидуальный характер и более трудоемки.

Ручные поддержки

Положение ребенка на спине
Наиболее тяжелая, тонущая часть тела ребенка - голова. Поэтому все ручные поддержки осуществляются под голову и одновременно шею и верхнюю часть спинки.
Ручные поддержки могут и должны быть разнообразными.

* двойная ручная поддержка при плавании на спине четырьмя пальцами под спинку, шею и головку, два больших пальца лежат на груди;

* одноручная поддержка "ковшиком",

* одноручная поддержка "полукольцом" - большой и указательный пальцы охватывают шею, рука находится со стороны затылка и чуть сбоку, не мешая младенцу грести.

Одноручная поддержка "полукольцом" и "ковшиком" позволяют свободной рукой стимулировать гребки.

Как только ребенок начинает правильно грести, характер поддержки меняется. В положении на спине двойная поддержка осуществляется уже тремя, затем двумя и, наконец, одним пальцем под затылок ребенка.

Все виды поддержек должны осуществляться очень мягко и нежно и предельно свободно, давая ребенку возможность проявить инстинкт самосохранения, лежащий в основе плавательных рефлексов.

В плавании на спине поддержки легче и удобнее, чем на груди, и проводятся обязательно с погруженными ушами.

На груди

* наиболее удобна поддержка двумя руками головки за щеки и слегка под подбородок.

Одноручная поддержка на груди осуществляется "ковшиком" и также большим пальцем, его тыльной стороной под подбородок ребенка, остальные четыре поддерживают под грудь - вторая рука двумя пальцами слегка поддерживает затылок (поддержка "ухватом" - указательным и большим пальцами). Поддержка под подбородок помогает "запирать" рот, чтобы младенец не пил воду.

* Поддержка под грудь

Автономные поддержи

Самостоятельное плавание ребенка на спине лучше всего осуществляется с автономной поддержкой головы при помощи пенопластовых поплавков, вставленных в карманы чепчика и расположенных за ушами младенца.

1. У шапочки должны быть веревочка-ленточка (помимо завязок), продетая внизу шапочки. Она утягивает бОльшую шапочку по размеру головы малыша. За эти ленты потом, когда убрали руку из-под головы, водят плавающего малыша по воде.
2. Шапочку надевайте до погружения в ванну.
3. Шапочка должна быть сухая.
4. Дайте заранее малышу ей поиграть (днем).
5. Опустив в шапочке в воду, все равно поддерживайте сначала под головку малыша, постепенно отпуская руки.

Младенец может плыть с такой поддержкой в 3-4 месяца, немного раздвигая руки в стороны для баланса. Перевод младенца в бассейн можно проводить тогда, когда он активно гребет и балансирует. Автономные поддержки при плавании на груди сложнее; как правило, они должны держать на линии воды плечи и подбородок, их можно применять только в случае хорошей двигательной активности верхних конечностей младенца.

Обратите внимание, что из всех автономных поддержек самая лучшая - это такой чепчик. Ни чепчик-чебурашка (уши), ни воротник под шею не смогут постепенно приучать ребенка к самостоятельному плаванию.

Погружения и ныряния

1. Погружение под воду рта младенца в возрасте одного месяца на 2-3 сек. позволяет тренировать и задержку дыхания через нос. Обычно в этих случаях задержка дыхания определяется ощущением - поддерживающей под грудь руки - ребенок останавливает дыхание - на несколько секунд (4-10).

2. Моментальные погружения рта подводят ребенка и к погружению носа, которым все младенцы дышат.

Погружения же носа, а затем и глаз обычно происходят во время самостоятельных игр, в положении сидя, когда ребенок достает предмет со дна ванны.
Погружения рта под воду необходимо проводить на двойной ручной поддержке в положении на месте от 3-4 до 6-8 раз в занятие.

Как показывает практика, погружение рта под воду выполняют все дети, кроме младенцев с насморком. Во время плача ребенка погружения рта категорически запрещаются из-за опасности попадания воды в дыхательные пути. Нельзя выполнять погружения рта и во время проводки из-за встречной волны, попадающей в носовые ходы.

Во время игр, в положении сидя, ребенок хорошо сам погружает рот.
Самостоятельное продвижение к игрушке на задержке дыхания является прологом к самостоятельному плаванию. В принципе ребенок может быть обучен опытным методистом и погружению под воду с головой. Как показывает опыт, такие принудительные погружения со своими детьми проводят многие родители, начиная с 3 месяцев. Однако степень искусства обучения у тренеров родителей различна. Поэтому настоящая методика рассчитана только на принудительное погружение рта и самостоятельное погружение с головой в играх.

Ребенок, научившийся задерживать дыхание при погружении рта, носа и головы, умеющий хорошо грести руками, может плыть самостоятельно.

Самостоятельное плавание

Переход к самостоятельному плаванию на спине, как видно из сказанного выше, сравнительно прост и состоит в постепенном уменьшении ручной и автономной поддержки, в то время как сила гребков младенца и способность удерживать голову на поверхности воды становятся вполне достаточны. Плавание на спине, как правило, не связано с задержкой дыхания и ныряниями, а потому и более доступно в обучении.

Уменьшение автономной поддержки

Поплавки с чепчика снимаются парами с разных краев, начиная с верхнего. Как только малыш адаптируется к уменьшенному количеству поплавков и будет чувствовать себя уверенно, можно смело снимать еще пару.

На фото видно, что на чепчике остались 2 последних, нижних.

А вот тут уже чепчик не нужен (ребенку 4,5 мес.)

Ребенку 6 мес. Самостоятельно лежит на спинке и ему это нравится.

Ребенок в 6 мес. самостоятельно проплывает ванну, отталкиваясь от бортика и гребя руками. Рука взрослого находится рядом.

Фото 13


Фото 14

Другое дело - плавание на груди. У младенцев, так же как и у плавающих млекопитающих - дельфинов, китов, - передвижение в воде связано с нырянием и задержкой дыхания. Естественно поэтому сначала обучать младенца задержке дыхания и самостоятельному погружению, и только потом, при условии хороших гребковых движений руками, применять произвольное соскальзывание, упражнения типа "торпеда".

Обучение движениям

Важнейшее значение имеет правильный контроль за выполнением гребков руками и толчков ногами в кролевых и симметричных способах плавания. Так, например, у многих младенцев может быть отработан и закреплен классический толчок ногами (фото 14) способом брасс на груди.

При плавании на спине младенцы хорошо гребут руками через стороны от головы к бедру, если им правильно "показывают" такой гребок вначале на суше, а потом в воде (фото 13). На практических занятиях грудных детей в поликлинике методист-консультант должен вовремя определить время перехода от плавания на ручной поддержке к плаванию на автономной поддержке и перевод младенца в бассейн "Малютка" для систематических занятий плавание на "большой воде".

Переходить на автономную поддержку при плавании на спине, как показывает практика, можно в конце подготовительного этапа подготовки (3-4 месяца), а переводить ребенка в бассейн "Малютка" с 4-5 месяцев при условии хорошего балансирования и качества гребков.

Совершенствование в плавании можно проводить в конце 3-го - начале 4-го этапа занятий, когда возможно улучшать навыки, приобретенные детьми на основе врожденных плавательных рефлексов, помощи второй сигнальной системы - средствами слова. Употребление слов "греби", "толкайся", "ныряем" так же важно и нужно, как, например, слов "мама", папа", "бабушка". Ибо они связаны с жизненно необходимым умением плавать.

Часть III. От теории - к практике

Обучение плавания детей до года можно разделить на 4 ступени.

Первая ступень - ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ

Возраст: 5-15 дней - 3 месяца, возраст врожденных плавательных. Занятия начинаются после заживления пупочной ранки.

НА СУШЕ (вводная часть) - Комплекс подготовительных мероприятий с 2 месяцев состоит из массажа, общей гимнастики, плавательной гимнастики.
Специальную плавательную гимнастику (имитацию плавания) удобно проводить на суше и повторять затем в воде, закрепляя врожденные плавательные рефлексы :

Рефлекс Моро - симметричное охватывающее движение руками при похлопывании по ягодицам (4-5 на первом занятии и 8-9 в конце этапа).

Рефлекс Робинсона - тонический - прочное удерживание предмета (на первом занятии 1-2 раза и 4-5 раз в конце этапа).

Рефлекс Талант - дугообразное изгибание тела при поглаживании кожи между позвоночником и лопаткой (1-2 в начале и 3-4 в конце этапа).

Рефлекс Бауэра - феномен ползания, или брасс ногами. На груди - отталкивание ножками от ладоней рук (4-6 в начале и 8-10 в конце этапа).

Взаимообратный гребок рукой от головы к бедру через сторону (4-6 в начале и 8-10 в конце этапа) на спине и имитация гребка руками типа кроль на спине и груди, а также симметричный гребок руками из-за головы к бедрам (4-6 в начале и 8-10 в конце этапа).

Взаимообратные движения ног на спине и груди (4-6 в начале и 6-8 в конце этапа).

ПЛАВАНИЕ В ПОЛНОЙ ВАННЕ (основная часть). "Двойная" ручная поддержка на спине и 8-10 проводок по длине ванны (проводка "челнок"). Одноручная поддержка на спине "полукольцом". Уши младенца в воде.

Двойная ручная поддержка на груди "ковшиком" под подбородок и проводка, одноручная поддержка "ковшиком", а также одноручная поддержка большим пальцем под подбородок, остальные под грудь и проводка с поворотами по длине ванны (25-30 раз).

Стимулирование работы ног брассом на одноручной поддержке ладонью и после толчка от бортика (10-14 в начале и 20-30 в конце этапа).
Туалет проводится в конце занятия на всех этапах. Кормление выполняется через 15-20 мин. после окончания плавания.

Вторая ступень - ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ

Возраст: 4-6 месяцев, рассчитан на младенцев, прошедших подготовительный этап, адаптированных к полным ваннам и температуре воды 35°С.

Проводится дальнейшее развитие закрепленных плавательных рефлексов с помощью слова. Процедуры идут в игровой манере на фоне положительных эмоций. Ребенок плавает на автономной поддержке и с ее максимальным ослаблением на спине и на груди; объем плавания 32-42 мин.

НА СУШЕ (вводная часть) - Увеличение дозы массажа, общей и специальной гимнастики на 3-4 мин. Развитие и усложнение врожденных рефлексов:
Бауэра-брасс на ногах в направлении к игрушке (4-6 раз),

Талант - выполнение позы пловца на ладонях (3-4 раза)

Робинсона - подтягивание на "весу" (3-5 раз),

Моро - охватывание руками (10-15). Упражнения сопровождаются словами: "толкайся", "греби", "держи", "тянись".

ПЛАВАНИЕ В ПОЛНОЙ ВАННЕ (основная часть) - Плавание на двойной и одноручной поддержке в положении на спине и груди, а также на автономной поддержке, максимально ослабленной.

"Соскальзывание" (моментальные опускания поддержки на I-2 сек.) хорошо выполняется при умении ребенка задерживать дыхание. Сидя на месте самостоятельное погружение за игрушками. Все время при плавании применяется игрушка-манок, движения сопровождаются словами: "плыви", "греби", "толкайся". Много игр в воде типа "буря на море", "торпеда" и др.

Ребенок стоит и ходит в воде с поддержкой под руки.

Третья ступень - САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПЛАВАНИЕ

Возраст: 7-9 месяцев.
Третий этап самостоятельного плавания рассчитан на младенцев, обученных на втором этапе плавать, адаптированных к полной ванне и температуре воды 33,5°С; длительность - до 42 мин.
Дети самостоятельно погружаются под воду, ныряют.

НА СУШЕ (вводная часть) - Увеличение дозы массажа, общей и специальной гимнастики на 2-3 мин.

Ползание к игрушке в манеже с мячом и игрушками.
Поза пловца: руки прижаты к бедрам, вытянуты в стороны, вперед.
Подтягивание за пальцы методиста из положения на спине и груди.

В ВОДЕ (основная часть) - Плавание на спине и груди с руч¬ной поддержкой и без нее за игрушкой, плавание на автономной поддержке.

Самостоятельные погружения под воду (ныряния) за игрушкой.

Четвертая ступень - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЛАВАНИЯ

Возраст: 10-12 месяцев. Четвертый этап органически связан с предыдущим. Грудные дети на последнем этапе умеют самостоятельно проплыть всю длину ванны и бассейна "Малютка", посещают зал водных процедур 3 раза в неделю, любят нырять в длину и глубину за игрушками.
Общее время занятий составляет 62-72 мин., температура -31,5-30,5°С.

НА СУШЕ (вводная часть) - Общее время массажа и гимнастики достигает 10-12 мин. и больше. Игры на суше лежа, сидя, стоя с мячом и игрушками.
Выполнение по команде различных положений пловца в положении на спине и груди. Выполнять работу ног и рук с помощью инструктора и без него. Пробовать грести дельфином, брассом с помощью инструктора.

Упражнения сопровождаются разговором с употреблением специальных плавательных терминов как на суше, так и в воде.

В ВОДЕ (основная часть) - Начало занятия - игры в воде с тонущими, плавающими и подвесными игрушками. Самостоятельное плавание по длине домашней ванны (2-3 раза без остановки) и бассейна "Малютка", плавание с игрушками, на игрушках. Скольжение с вытянутыми руками, прижатыми руками на спине и груди. Плавание на ногах брассом и кролем с помощью инструктора и самостоятельно. Ныряния в длину и глубину за игрушками, прыжки в воде, игры.

Этапы обучения плаванию на занятиях

I ЭТАП

1-е ЗАНЯТИЕ ПО ПЛАВАНИЮ

Возраст детей - 5 дней - 2-3 недели; продолжительность занятий - 10-15 минут; температура ванны - 36,5°С.

1. Медленный вход в воду ножками и укладке на спинку на двойную ручную поддержку.
Медленная проводка по длине ванны (проводка "челнок"), проводка в ближний угол ванны головой и поворот ножками в дальний угол, а головкой на себя и чуть вверх.
Толчок ногами от ванны и проводка в другую сторону (проводка с поворотами), уши в воде.

2. Левая рука под затылком и спиной, правая "ковшиком" за подбородок и правую щеку - поворот на "ковшик" (подбородок ребенка строго над линией воды).
Перехват левой "ковшиком" под подбородок в двойную ручную поддержку под подбородок в положение на груди.
Проводка в положении на груди на двойной ручной поддержке с поворотами у концов ванны.
Во время проводки и поворотов строго следить за положением рта над линией воды.

3. Поддержка одноручная на спине "полукольцом", повороты у концов ванны и перехваты с одной руки на другую.
Поддержки одной рукой и проводки на "ковшике" под подбородок ребенка.
Поддержка одной рукой (правой) - большой палец под подбородком ребенка, остальные под грудью.

4. Стимулирование толчков ногами и гребков руками в положении на спине и груди на одноручной поддержке свободной рукой.

5. Туалет (мытье) ребенка, выход из ванны и обтирание, обсушивание ушей ватой.

ПРИМЕЧАНИЕ: Массаж, общая и специальная гимнастика проводятся, начиная с 2 месяцев; в 5 дней - 3 недели исключить погружение рта и проводить его только с месяца.

2 этап (I месяц) - погружение рта на месте, продолжение упражнений 1 этапа.

3 этап (2 месяца) - показ массажа, общей и специальной гимнастики.

4 этап (3-й месяц) - техника свободной поддержки, ослабление поддержки, техника толчков и гребков руками в воде.

5 этап (4-й месяц) - апробирование автономной поддержки типа чепчика с небольшой ручной поддержкой на спине, плавание за игрушкой на груди на ручной поддержке, доставание сидя игрушки.

6 этап (5-й месяц) - уменьшение автономной поддержки на спине, доставание сидя игрушки со дна ванны, погружая рот и затем нос, перевод ребенка в бассейн "Малютка" при наличии способностей и занятий плаванием три раза в неделю в зале водных процедур, три раза - дома.

7 этап (6-й месяц) - минимальная автономная поддержка на спине, плавание на спине без поддержки. Плавание на автономной поддержке на груди, ослабление автономной поддержки на груди, игры сидя.

8 этап (7-й месяц) - минимальная автономная поддержка на груди, плавание на груди с моментальными опусканиями ручной поддержки, игры в воде сидя и стоя.

9 этап (8-й месяц) - совершенствование гребков на спине и груди, упражнения типа "торпеда", ныряния за тонущими игрушками, бутылочкой. Игры в воде сидя, стоя, в ходьбе с различными игрушками.

10 этап (9 - 12 месяцы) - продолжение совершенствования в самостоятельном плавании на спине и груди, совершенствование самостоятельных погружений, игры.

ПРИМЕЧАНИЕ: На всех этапах занятий специфические движения сопровождаются словами "греби", "плыви", "ныряем", "толкайся".

План обучения нырянию

Помогает развивать дыхательную систему, вестибулярный аппарат, а также развивать эмоционально-волевые качества - смелость, силу, выносливость.

Занятия в большой ванной дома, желательно под присмотром инструктора. В первой части купания - занятие плаванием, как описано выше, в основном - плавание на спинке и в чепчике.. Далее проводятся ныряния (2-3 раза по 3-4 «восьмерки и погружения), чередуются с отдыхом и упражнениями на воде.

Подготовительный этап
Возраст ребенка - 1 неделя - месяц.
Ребенок просто плавает с помощью ручных поддержек на животике. Делает так называемые «восьмерки»- плывет по периметру ванны, разворачиваясь «восьмеркой».

1 этап.
Начиная с месяца, можно приучать малыша задерживать воздух. Для этого в положении на животе, после 3-4 «восьмерок», надо сказать: (Имя малыша), ныряем! И сразу подуть в личико. Обычно дети задерживают дыхание. В первый день повторять это упражнение 2-3 раза.
Каждый этап заканчивается тогда, когда ребенок овладел новым умением.

2 этап.
Все тоже самое, только после слов: имя, ныряем! Брызнуть в личико. Через неделю уже не брызгаете, а поливаете. Держа малыша одной рукой под подбородок, другой, после слов «ныряем!» зачерпываете воду и льете сверху на лицо. Похоже на умывание.
Переход на следующий этап только после того, как Вы убедитесь, что деть не просто зажмуривается, но точно задерживает дыхание.

3 этап.
Как и полагается, сначала 3-4 «восьмерки». После первого «малыш, ныряем!» снова поливаете на личико воду. Ребенок должен вспомнить, ЧТО надо делать после этой команды. Далее снова 3-4 «восьмерки», команда «ныряем!» и погружение под воду. Для этого Вы держите головку малыша 2-мя руками, и резко погружаете под воду. И сразу вынимаете и продолжаете движения «восьмеркой».
держите так

Для первого - второго - третьего раза хватит 1-2 ныряний. Обязательно обратите внимание на реакцию детки. Если ему не понравилось, лучше отложить до следующего раза.

Далее купайте по схеме: плавание на спинке, переворот на живот, 3-4 «восьмерки», нырок, опять 3-4 «восьмерки», нырок, снова 3-4 «восьмерки» нырок. Отдых на спинке. Упражнения (отталкивания, ходьба и т.д.). Снова цикл из «восьмерок» и ныряний, отдых, игра, цикл из «восьмерок» и ныряний, отдых на спинке. ВСЁ! Купание заканчивается. Таким образом, у Вас получится около 9 ныряний за сеанс.

Но, если малыш капризничает, Вы видите, что он недоволен, не придерживайтесь схемы. Делайте то, что нравится ребенку. А может, он уже устал. Просто заканчивайте купание пораньше.

4 этап.
Когда малыш привык к погружениям, начинайте проныривать под водой. Сначала это должно занимать 1-2 сек. Если Вы видите, что малышу хватает задерживаемого воздуха, постепенно посекундно увеличивайте время. Так неделю можно нырять на 1-2 сек, следующую 2-3, потом 3-4 и так далее. Но Вы на это время не просто погружаете ребенка под воду, а проныриваете под водой расстояние. Все проныривания участвуют в том же цикле упражнений, как и 3 этапе.

5 этап.
Он отличается от 4 этапа тем, что, погрузив малыша под воду, Вы его отпускаете и он плывет сам. После слов: «Малыш (имя), ныряем!» надо резко погрузить голову под воду, как бы подтолкнуть вперед и отпустить. Сначала Вы его быстро подхватываете, но с каждым разом увеличиваете время его самостоятельного нахождения под водой.
Здесь видно, что малыш плывет, а руки взрослого рядом. Но не держат его:

Нырнули

Выныриваем

Вынырнули

Заключение
Я не инструктор по плаванию, не врач. Врач - мой муж, а я педагог-психолог. Про ныряния написала по своему опыту. Так, например, плавали мои дети не в 30-градусной воде, а не ниже 34. Ниже им не нравилось.

Еще в конце мы обливаемся холодной водой после купания. Педиатр нам сказала, что надо постепенно снижать температуру воды для обливания (так же как и в ванне). Но детям больше нравится, когда их обливают совсем холодной водой. После ванны холодная вода их обжигает и они (особенно старшая) визжат от удовольствия.

Наша старшая дочка в 4,5 мес. лежала на воде без всякой поддержки, проплывала ванну на спине и ныряла с удовольствием. Средний научился держаться на воде и нырять к 6-ти мес. Младший учился плавать от случая к случаю - просто не хватало времени на ежедневные «заплывы». Тем не менее, все трое детей, попадая на открытый водоем, не боялись воды, с удовольствием купались, ныряли, и самостоятельно поплыли в 3 года.

Лучше всего в обучении плаванию и нырянию Вам, конечно, поможет специально обученный инструктор. Но, если, несмотря на все ваши старания, деньги и время, потраченное на занятия в бассейне, малыш без удовольствия идет в ванну, плачет и отказывается плавать, не огорчайтесь. Есть такие дети - ну, не любят они купаться! Ведь и взрослые тоже не все любители водных процедур. Ничего, в мире еще столько видов спорта и игр, в которых именно ваш малыш покажет лучшие результаты.
А для таких деток можно порекомендовать постепенное бережное купание в пеленке (первые разы) и далее в ванне с мамой. Это противоположный взгляд на обучение плаванию младенцев. В его основе - предположение о том, что свободное плавание и, тем более, ныряние грудных малышей - стресс для ребенка, ведь вода - это чужеродная среда обитания для людей. Поэтому каждый родитель сам выбирает нужный подход в воспитании и закаливании своего ребенка. Данная статья - не призыв к обучению грудничков плаванию, а лишь советы для тех, кто хочет этим заниматься.

Успешно будут проходить занятия у родителей, которые уверены в пользе дела и не боятся заниматься с малышом чем-то особенным. Хотя плавание и ныряние уже давно стало самым обычным.
Будьте уверены в своих силах и успех гарантирован!!!

В статье использовались:
«Плавание грудных детей» (Методические рекомендации) Под ред. В.В.Шицковой Москва, 1978 год. Разработал рекомендации врач-педиатр В.А. Гутерман.

"Плавать раньше, чем ходить" З. П. Фирсов, Москва, Физкультура и спорт, 1978 г.

Многие родители плотно занимаются развитием своего малыша, в том числе начинают обучать новорожденного раннему плаванию с нуля. Возникает множество закономерных вопросов: насколько это целесообразно, в чем польза, не рано ли и не опасно ли для здоровья и жизни крошки? Давайте попробуем ответить на эти вопросы.

Когда начинать учить детей плавать?

Татьяна Елизарова, детский тренер по плаванию, рассказывает, что никаких ограничений по возрасту для обучения плаванию у детишек нет. От нуля до года можно использовать домашнюю ванну, а с года приходить в бассейн.

Единственное, что советуют педиатры, - дождаться пока заживет пуповина, и только потом начинать купания. То есть через 15-20 дней после рождения. К этому времени кроха подрастет, прибавит в весе, адаптируется к новой действительности. А врожденные рефлексы еще не забудутся, малыш легко вспомнит свое умение и воспользуется им.

Нельзя учить детишек плаванию время от времени, занятия должны быть регулярными. Повторяемые движения посылают сигналы в кору головного мозга, что активизирует появление новых нервных связей. Новые связи влияют на двигательные, дыхательные, другие функции. Это регулирует и ускоряет слаженность всех функций организма.

Профессиональные детские инструкторы по плаванию и педиатры уверены, что учить детей плавать можно буквально с рождения

Врожденные инстинкты

Плавательный рефлекс

До рождения целых девять месяцев кроха плавал, нырял и развивался в жидкой среде. То есть, рождаясь, ребенок номинально умеет плавать. Удельный вес его тельца невелик, поэтому у крохи природная плавучесть, вода легко держит ребенка. И если не поддержать плавательный рефлекс, не научить плавать младенца в первые недели и месяцы, то после трех месяцев он забудет свое умение.

Толчковый рефлекс

Еще одно важное умение младенца - толчковый рефлекс. Если малыш коснется ножками дна, под воздействием веса тела ножки сгибаются. Вот тут вступает в силу толчковый рефлекс: ножки разгибаются, отталкиваются от дна, кроха всплывает вверх.

Инстинкт самосохранения и рефлексы помогут крохе плавать и нырять с радостью для себя и родителей.

Чему учит тренер детей до года

Татьяна Елизарова объясняет, что с маленькими детьми до года это не совсем плавание. Опытный инструктор приучает их к воде, учит задерживать дыхание, и к 4-5 месяцам ребенок способен до 40 раз проныривать за один урок.

До рождения ребенок умел задерживать дыхание в жидкости, поэтому задача взрослых заключается в том, чтобы помочь ему не забыть это знание. Задерживая дыхание в воде, грудничок легко сможет нырять. Умение нырять и не дышать под водой - серьезный навык, доступный не каждому взрослому. Малыш не захлебнется, рефлекс заставит его задержать дыхание на несколько секунд. Рефлекторно сердечная мышца замедляет сокращения, большая часть крови подается в мозг и сердце. Это сохраняет кислород в легких и сосудах, позволяет юному ныряльщику дольше оставаться под водой.

Польза плавания

Древние говорили о невеже: «Он не умеет ни читать, ни плавать». Поэтому античных воинов с младенчества бросали в воду для закаливания и обучения плаванию. Сейчас родители возят детей в бассейны, где начиная с 2-3 недель или с 1-2 месяцев новорожденных обучают плаванию. Однако многие все же задаются вопросом, нужно ли учить таких маленьких плаванию, опускать в воду, рискуя здоровьем, а может и жизнью крохи?

Детское плавание - это явление совсем не новое. Известно, что методики занятий с детьми раннего возраста получили развитие с 1939 года благодаря госпоже Тиммерман из Австралии. Сегодня мало кто сомневается, что ранние занятия в воде идут на пользу здоровью и физическому развитию малыша. Для грудного карапузика вода более привычна, чем воздух, поэтому в воде организм укрепляется, развивается, оздоравливается быстрее, чем на воздухе.

В воде кроха двигается, активно работает ручками и ножками, плавает, закладывает фундамент здорового организма. При плавании малыш развивается быстрее, чем лежа в кроватке. Быстро формируется дыхательная, сердечно-сосудистая, мышечная, опорно-двигательная, иммунная системы.

После купания и занятий плаванием малыш лучше кушает, чувствует себя спокойно, не капризничает. После водных процедур быстрее устанавливается режим дня и ночи, кроха спит спокойнее.

Цели освоения водной среды

Перед родителями всегда должны стоять цели, зачем они учат своего малыша плаванию. Цели следующие:

  • закаливание;
  • положительные эмоции;
  • физическое развитие малыша.

Дома в ванне

Дома малышу привычно, вокруг все знакомые, поэтому плавание в домашней ванне пройдет безболезненно для грудничка.

Для того, чтобы быстро научить плаванию малыша, говорите с ним негромко, ласково, с улыбкой. Мягко и осторожно поддерживайте его руками. На первых порах воспользуйтесь кругом или наденьте на кроху плавательный жилет.

Родительскую ванну необходимо тщательно вычистить и промыть сильной струей воды. Первоначальная температура воды, как при купании, равна температуре тела или 36-37°С. Постепенно, каждый месяц, снижайте температуру на 1 градус, пока не доведете до 34°С.

Подробную инструкцию желательно получить у доктора или инструктора по плаванию грудных детишек. Идеально - пригласить детского тренера по плаванию, специализирующемся на обучении именно грудничков с нуля. Но в целом инструкции сводятся к тому, что обучение начинается с плавания на спине, затем на животе, потом осваивается ныряние.

Учим плавать

  • На спинке кроха умеет плавать, нужно только помочь ему вспомнить умение. Одной рукой мама или папа поддерживает головку, второй попку. Так малыша медленно катают вдоль ванны. На первый раз можно этим ограничиться. В следующее плавание поддерживайте крошку только за головку. Руки под головой меняйте с интервалами, чтобы иногда малыш плыл самостоятельно. А через несколько недель (для некоторых малышей через несколько дней) он сможет плыть сам.
  • Когда малыш на животике, поддержите его под подбородок и под животик. Так же, как на спине, давайте ребенку возможность поплавать самостоятельно. Ваша задача ─ научить кроху держать головку над водой.


Обучение плаванию: мама держит ребенка одной рукой под животик, а другой - за подбородок. Можно делать с крохой «восьмерки» или просто возить его взад-вперед

Учим нырять

Следующая техника поможет вам научить малыша нырять.

1 этап
Начинаем упражнения перед умывальником. Громко произнесите: «Саша, ныряй!», подуйте в лицо крохи. Малыш задержит дыхание, а вы свободной рукой полейте на его головку и на личико водой. Ласково с улыбкой скажите ему, что он молодец. Обязательно хвалите малютку. Делайте это упражнение каждый раз, когда подносите малыша к умывальнику.

2 этап
Теперь все то же самое проделываем в ванной комнате. Опускаем малыша в ванночку или в ванну, дуем на личико, командуем: «Саша, ныряй!» и льем на его личико водичку.

3 этап
Увеличиваем количество воды. Теперь после того, как вы подули на кроху и скомандовали ему нырять, воду вы льете из большого стакана или ковша.

4 этап
Здесь может понадобиться 4 руки. Поливать малыша нужно в движении, постепенно увеличивая объем воды. Один родитель держит кроху за затылочек и подбородок, производя с ним «восьмерки» по ванне или просто водя его взад-вперед, а второй поливает на личико (после команды, естественно!).

5 этап
Пора опускать малыша на одну секунду в воду с полным погружением головы. Не забывайте перед погружением произносить: «Внимание, ныряем!».

6 этап
Увеличиваем пребывание малютки под водой. На этом этапе малыша уже можно отпустить одного в «свободное плавание» на несколько секунд.

Во время отдыха и в паузах между нырянием держать малыша необходимо вертикально за ребра.


Детский тренер должен быть квалифицированным, иметь опыт работы именно с детьми с нуля. Спрашивайте у него обязательно диплом! Обратите внимание, как тренер общается с детьми и на их реакцию на него

Радостное купание

Плавание для детишек до года - это закаливание, положительные эмоции, жизнерадостность, укрепление здоровья, общее развитие. Когда родители сумеют научить малыша держаться на воде и под водой, дышать и задерживать дыхание, двигать ручками и ножками, они увидят, как легко и свободно плавают детки.

Одно важное «но»: не начинайте занятия с ребенком, не будучи уверенными в своих силах. Не стоит окунать малыша, если вы не знаете, как точно нужно действовать; это может быть опасно. Желательно пригласить опытного специалиста, который все вам покажет и всему научит.