Спасательные средства. Индивидуальные спасательные средства Спасательные средства предусмотренные на судне

Спасательные средства. Индивидуальные спасательные средства Спасательные средства предусмотренные на судне

Спасательные шлюпки

Коллективные судовые спасательные средства - это средства,которые могут использоваться группой людей и должны обеспечивать надежное и безопасное спасение.

при крене судна до 20° на любой борт и дифференте 10°.Посадка людей в спасательные средства и спуск последних на воду в спокойных условиях не должны превышать по времени:

10 минут - для грузовых судов;

30 минут - для пассажирских и промысловых судов.

Спасательные шлюпки и спасательные плоты, как правило, должны размещаться на одной палубе, допускается размещение спасательных плотов на одну палубу выше или ниже палубы, на которой установлены спасательные шлюпки.

Спасательная шлюпка - это шлюпка, способная обеспечить сохранение жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна.

Именно это назначение и определяет все требования, предъявляемые к конструкции и снабжению спасательных шлюпок.

Число спасательных шлюпок на борту судна определяется районом плавания, типом, судна и численностью людей на судне. Грузовые суда неограниченного района плавания оборудуются шлюпками, обеспечивающими весь экипаж с каждого борта (100% + 100% = 200%). Пассажирские суда оборудуются спасательными шлюпками вместимостью 50 % пассажиров и экипажа с каждого борта (50% + 50% = 100%).

Все спасательные шлюпки должны:

  • иметь хорошую остойчивость и запас плавучести даже при заполнении водой, высокую маневренность;
  • обеспечивать надежное самовосстановление на ровный киль при опрокидывании;
  • иметь механический двигатель с дистанционным управлением из рубки;
  • быть окрашены в оранжевый цвет.

Спасательная шлюпка должна быть оборудована двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия:

  • двигатель должен работать не менее 5 минут от момента запуска в холодном состоянии, когда шлюпка
  • находится вне воды;
  • скорость шлюпки на тихой воде с полным комплектом людей и снабжения должна быть не менее 6 узлов;
  • запас топлива должен быть достаточным для работы двигателя полным ходом в течение 24 часов.

Если судно имеет частично закрытые спасательные шлюпки, то их шлюпбалки должны быть снабжены топриком с прикрепленными к нему по меньшей мере двумя спасательными шкентелями.

Запас плавучести шлюпки обеспечивается воздушными ящиками - герметичными, заполненными воздухом или пенопластом отсеками, объем которых определяется с учетом того, чтобы головы людей, сидящих в шлюпке, находились выше поверхности воды, даже если шлюпка полностью затоплена.

Сведения о вместимости шлюпки, а также ее главные размеры наносятся на ее борта в носовой части несмываемой краской, там же указаны название судна, порт приписки (буквами латинского алфавита) и судовой номер шлюпки. Маркировка, по которой можно установить судно, которому принадлежит шлюпка, и ее номер должны быть видны сверху.

По периметру шлюпки, под привальным брусом и на палубе наклеивают полосы из светоотражающего материала. В носовой и кормовой частях на верхней части закрытия накладывают кресты из светоотражающего материала.

Внутри шлюпки устанавливается электролампочка. Заряд батареи питания обеспечивает работу в течение не менее 12 часов. На верхней части закрытия устанавливается сигнальная лампочка с ручным выключателем, дающая постоянный или проблесковый (50-70 проблесков в минуту) огонь белого цвета. Заряд батареи питания обеспечивает работу в течение не менее 12 часов.

Спасательные шлюпки для нефтеналивных судов имеют огнезащитную конструкцию, оборудованы системой орошения, обеспечивающей проход через непрерывно горящую нефть в течение 8 минут, и сжатого воздуха, обеспечивающей безопасность людей и работу двигателей в течение 10 минут.

Корпуса шлюпок изготовляют двойными, они должны иметь высокую прочность, рубка должна обеспечивать круговую видимость, иллюминаторы из огнестойкого стекла.

Для обеспечения использования шлюпки неквалифицированными людьми (например, пассажирами) на хорошо заметном месте вблизи органов управления двигателем должна быть предусмотрена инструкция по пуску и эксплуатации двигателя, а органы управления должны иметь соответствующую маркировку.

Еженедельно все спасательные шлюпки и плоты, дежурные шлюпки и спусковые устройства инспектируются визуально, чтобы обеспечить их постоянную готовность к использованию.

Двигатели всех спасательных и дежурных шлюпок должны работать не менее 3 минут. Спасательные шлюпки, за исключение шлюпок свободного падения, должны быть стронуты со своих мест установки. Результаты проверки заносятся в судовой журнал.

Ежемесячно все спасательные шлюпки, за исключением шлюпок свободного падения, вываливаются со своих мест установки без людей в шлюпке. Проводиться проверка снабжения с тем, чтобы убедиться в их комплектности и хорошем состоянии.

Каждая спасательная шлюпка, за исключением шлюпок свободного падения,спускается, а затем маневрирует на воде с расписанной на ней командой управления по меньшей мере один раз в 3 месяца.

Спуск шлюпки. Шлюпки, спускаемые механическими средствами, устанавливаются горизонтально по обоим бортам судна. Шлюпбалка это устройство, предназначенное для хранения шлюпки, имеющее наклоняющиеся за борт балки, используемые при спуске и подъеме шлюпки.В походном положении шлюпки устанавливают на шлюпбалках, для этого на последних имеются односторонние кильблоки, на которые опирается шлюпка. Для более плотного прилегания шлюпки к кильблокам последние снабжены войлочной подушкой, закрытой парусиной. Шлюпка закрепляется найтовыми с глаголь-гаком, которые перед спуском обязательно отдают.

Перед спуском шлюпки необходимо предварительно: доставить в шлюпку оборудование и снабжение, необходимое для выживания после оставления судна: переносную УКВ радиостанцию и радиолокационный маяк-ответчик, теплые вещи, дополнительный запас пищи и воды, дополнительный запас пиротехнических средств сигнализации;

Спасательная шлюпка должна быть оборудована спускным клапаном, который устанавливается в нижней части днища шлюпки для спуска воды. Клапан автоматически открывается, когда шлюпка находится вне воды, и автоматически закрывается, когда шлюпка находится на плаву. При подготовке шлюпки к спуску на воду клапан должен быть закрыт колпачком или пробкой.

Вываливание шлюпки происходит только под действием силы тяжести и осуществляется при помощи шлюпочных талей. Перед началом спуска отдают стопор на шлюпбалках и плавно потравливают лопарь талей, для чего понемногу отдают тормоз шлюпочной лебедки. Равномерное потравливание носовых и кормовых талей достигается тем, что оба лопаря закреплены на барабане одной шлюпочной лебедки. После того как шлюпбалка достигнет предельного положения, начинается вертикальный спуск шлюпки на воду.

Управление спуском шлюпки на талях может осуществляться как с палубы судна, так и из шлюпки. Это позволяет при благоприятных погодных условиях не оставлять на борту команду обеспечения спуска. После спуска шлюпки на воду выкладывают нижние блоки шлюпталей.

Очень важно, особенно на волнении, оба блока выложить одновременно. Для этого шлюпки имеют откидные гаки с общим приводом. В этом случае одновременная отдача обоих гаков осуществляется поворотом рукоятки привода.

Корпус шлюпки свободного падения имеет более прочную конструкцию и хорошо обтекаемые плавные обводы, предотвращающие сильный удар при входе шлюпки в воду. Так как при ударе о воду возникают перегрузки, в шлюпке установлены специальные кресла, имеющие амортизирующие прокладки.

Перед сходом шлюпки с рампы экипаж должен надежно закрепить себя ремнями безопасности и специальным фиксатором головы. Шлюпки свободного падения гарантируют безопасность людей при падении с высоты до 20 метров.

Шлюпки свободного падения считаются самым надежным спасательным средством, обеспечивающим эвакуацию людей с гибнущего судна при любых погодных условиях.

Дежурная спасательная шлюпка. Это тип спасательных шлюпок, предназначенных для спасания людей из воды (упавших за борт или обнаруженных в море) и для сбора спасательных шлюпок и плотов.

Преимущество дежурной шлюпки? быстрота и надежность спуска и подъема на борт на ходу при небольшом волнении. Мощный стационарный или подвесной мотор позволяет оперативно обследовать район падения человека за борт, поднять его и доставить к борту судна. Дежурная шлюпка способна выполнять спасательные операции в штормовых условиях и при ограниченной видимости. Дежурные шлюпки находятся в постоянной готовности. Подготовка и спуск шлюпки производятся за 5 минут.

В шлюпке предусмотрено место для транспортировки спасенного в лежачем положении. Мощность двигателя обеспечивает скорость не менее 8 узлов, а запаса топлива хватает на 3 часа полного хода. Гребной винт защищен для предотвращения травм людей, находящихся в море.

Спасательные плоты

Спасательный плот? это плот, способный обеспечить сохранение жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна.

Его конструкция должна быть такой, чтобы выдержать на плаву влияние окружающей среды в течение не менее 30 суток при любых гидрометеоусловиях. Плоты изготавливаются вместимостью не менее 6 и обычно до 25 человек (на пассажирских судах могут встретиться плоты вместимостью до 150 человек).

Количество плотов рассчитывается таким образом, чтобы общая вместимость имеющихся на каждом борту спасательных плотов была достаточна для размещения 150% общего числа находящихся на судне людей.

Дополнительный плот на судах, где расстояние от носовой или кормовой оконечностей до ближайшего плота превышает 100 м, должен быть установлен дополнительный плот.

Рядом должны храниться как минимум 2 жилета и 2 гидрокостюма, а также должны иметься посадочные средства с каждого борта (на высокобортных судах - посадочные трапы, на низкобортных - спасательные шкентеля с мусингами. Общая масса плота, его контейнера и снабжения не должна превышать 185 кг, за исключением случаев, когда плот предназначен для спуска одобренным спусковым устройством или когда не требуется переносить его с борта на борт.

По способу доставки на воду спасательные плоты делятся на спускаемые механическими средствами (при помощи плотбалок) и сбрасываемые. Спускаемые плоты устанавливаются, главным образом, на пассажирских судах, поскольку посадка в них осуществляется на уровне палубы, что является большим преимуществом при спасении пассажиров, могущих оказаться в самом разнообразном физическом и психическом состоянии.

Основное распространение, благодаря своей компактности, получили плоты надувного типа (ПСН - плот спасательный надувной).

Основными элементами спасательного плота являются:

  • 1. камера плавучести (обеспечивает плавучесть плота);
  • 2. днище? водонепроницаемый элемент, обеспечивающий изоляцию от холодной воды;
  • 3. тент? водонепроницаемый элемент, обеспечивающий изоляцию подтентового пространства от зноя и холода.

Камера плавучести надувного плота состоит не менее чем из двух независимых отсеков, для того чтобы при повреждении одного отсека, оставшиеся отсеки могли обеспечивать положительный надводный борт и удерживать на плаву штатное количество людей и снабжение. Обычно отсеки располагаются кольцами один над другим, что позволяет не только обеспечить достаточную плавучесть, но и сохранить площадь для размещения людей при повреждении одного отсека.

Для обеспечения возможности поддержания рабочего давления в отсеках устанавливаются клапаны для ручной подкачки насосом или мехами.

Задача термоизоляции подтентового пространства обычно решается путем установки тента, состоящего из двух слоев водонепроницаемого материала с воздушной прослойкой. Наружный цвет тента делается оранжевым. Для установки тента в надувных плотах делаются опоры арочного типа, надувающиеся автоматически вместе с камерой плавучести. Высота тента делается такой, чтобы человек мог находиться в сидячем положении в любой части подтентового пространства.

На тенте должно быть:

  • 1. по меньшей мере, одно смотровое окно;
  • 2. устройство для установки радиолокационного отражателя или SART
  • 3. устройство для сбора дождевой воды;
  • 4. полосы из белого световозвращающего материала.
  • 5. На верхней части тента устанавливается сигнальный огонь, автоматически включающийся при раскрытии тента. Заряд батареи питания обеспечивает работу в течение не менее 12 часов.

Внутри плота устанавливается внутренний источник света с ручным выключателем, способный непрерывно работать в течение не менее 12 часов.

По внешнему периметру камеры плавучести плота крепится спасательный леер, помогающий добраться до входа. По внутреннему периметру также устанавливается спасательный леер, помогающий людям удерживаться во время шторма.

Входы в спасательные плоты оборудуются специальными устройствами, помогающими людям забираться из воды внутрь плота. По крайней мере у одного из входов на уровне воды должна быть оборудована посадочная площадка.

Входы,не оборудованные посадочной площадкой, должны иметь посадочные трапы, нижняя ступенька которых находится ниже ватерлинии не менее чем на 0,4 метра.

На днище надувного плота по периметру устанавливаются заполняемые водой карманы. Они представляют собой отвисающие вниз мешки с отверстиями в верхней части. Отверстия делаются достаточно большими, чтобы в течение 25 секунд после того, как плот оказывается в раскрытом состоянии на воде, карманы заполнились не менее чем на 60%.Карманы выполняют две функции:обеспечивают остойчивость, что особенно актуально во время шторма, когда раскрытый плот находится на воде без людей;

раскрытый плот имеет очень большую надводную парусность по сравнению с погруженной частью, что приводит к сильному ветровому дрейфу. Заполненные водой карманы, существенно уменьшают ветровой дрейф плота.

Для надувания плота к его днищу крепится баллон с нетоксичным газом, закрытый специальным пусковым клапаном, который открывается при натяжении прикрепленного к нему пускового линя.

При открытии пускового клапана газ заполняет отсеки в течение 1 - 3 минут.

Пусковой линь имеет двойное назначение:

  • используется для открытия клапана на баллоне с газом;
  • используется для удержания плота на воде у борта судна.

Длина пускового линя не менее 15 метров.

На судне ПСН (плот спасательный надувной) хранится в пластиковом контейнере, состоящем из двух половинок, герметично соединенных и скрепленных бандажными лентами.

Прочность лент, или соединяющих концы ленты звеньев, рассчитывается на разрыв от внутреннего давления газа при надувании плота. Контейнер с плотом устанавливается на специальной раме, прижатый к ней найтовами, заведенными на устройство отдачи.

Спусковое устройство спасательных плотов должно обеспечивать безопасный спуск плота с полным комплектом людей и снабжения при крене до 20° на любой борт и дифференте до 10°. Установка плота предусматривает два способа освобождения от найтовов? ручной и автоматический.

Снабжение спасательного плота

  • 2 плавучих весла;
  • средства осушения: плавучий черпак и 2 губки;
  • 2 плавучих якоря, один из которых постоянно прикреплен к плоту, а второй является запасным. Сразу после раскрытия плота сбрасываемого типа прикрепленный плавучий якорь раскрывается автоматически.
  • специальный нескладной нож без колющей части с плавучей ручкой. Нож находится в кармане с наружной стороны тента вблизи места крепления пускового линя к плоту.
  • спасательное кольцо с плавучим линем длиной не менее 30 метров;
  • ремонтный комплект для заделки проколов: клей, пробки и зажимы;
  • 3 консервооткрывателя;
  • ножницы;
  • ручной насос или меха для подкачки плота;
  • питьевая вода консервированная из расчета 1,5 литра на человека;
  • пищевой рацион из расчета 10 000 кДж на человека;
  • аптечка первой помощи;
  • таблетки от морской болезни с продолжительностью действия не мене 48 часов на человека;
  • по одному гигиеническому пакету на человека;
  • рыболовные принадлежности;
  • теплозащитные средства в количестве 10 % от расчетного числа людей, но не менее 2 единиц;
  • инструкция по сохранению жизни на спасательных плотах
  • Средства сигнализации: радиолокационный маяк - ответчик (SART);УКВ переносная радиостанция;4 красные парашютные ракеты;6 красных фальшфейеров; 2 плавучие дымовые шашки; электрический водонепроницаемый фонарь; сигнальное зеркало (гелиограф) и сигнальный свисток; таблица спасательных сигналов.

Спасательными средствами называется комплекс устройств, механизмов и конструкций, необходимых для тренировок и для спасения экипажа и пассажиров в случае гибели судна.

Требования, определяющие судовые спасательные устройства указаны в следующих документах:

Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г. (СОЛАС-74), глава III "Спасательные средства и устройства";

Международный кодекс по спасательным средствам (Кодекс LSA);

Правила по оборудованию морских судов Российского морского регистра судоходства, часть II "Спасательные средства".

Предлагаемая классификация делит спасательные средства на индивидуальные, коллективные и вспомогательные.

Рисунок 5. Классификация судовых спасательных средств

Индивидуальные спасательные средства

Индивидуальные спасательные средства - это средства, рассчитанные на использование одним человеком. В эту группу входят как персональные (спасательные жилеты и гидрокостюмы), так и средства, которые могут быть использованы любым человеком по мере необходимости (спасательные круги, защитные костюмы и теплозащитные средства).

Спасательные круги

Спасательный круг – это плавучий круг эллиптической формы в сечении с прикрепленным к нему в четырех точках спасательным леером.

Спасательные круги не могут быть надувными или изготовленными из тростника, пробковой стружки или любого крошеного материала. Обычно круги изготавливаются из вспененного полистирола, пеноприта или другого синтетического вспененного материала, не впитывающего воду.

Спасательный круг должен:

Иметь наружный диаметр не более 800 мм и внутренний не менее 400 мм;

Иметь спасательный леер, проходящий по наружному периметру круга и закрепленный в четырех равноудаленных друг от друга местах, образуя четыре одинаковых петли;

иметь нашитые полосы из световозвращающего материала;

Иметь массу не менее 2,5 кг.

Не менее одного круга с каждого борта должны иметь спасательные лини длиной не менее 30 м.

Рисунок 6. Спасательный круг с самозажигающимся огнем

50% спасательных кругов, но не менее шести, должны быть снабжены самозажигающимися огнями с источником электроэнергии, обеспечивающим горение не менее 2 часов.

Огонь белого цвета должен гореть непрерывно или быть проблесковым с частотой не более 70 проблесков в минуту.

Не менее двух кругов, из числа оборудованных самозажигающимися огнями, должны быть снабжены автоматически действующими дымовыми шашками с продолжительностью действия не менее 15 минут и иметь возможность быстро сбрасываться с ходового мостика. Эти круги не должны иметь спасательных линей.

Дымовые шашки дают дым оранжевого цвета, хорошо видимый днем и отличимый от других возможных источников дыма. Обычно, самозажигающиеся огонь и шашку совмещают в одном корпусе.

Такая комплектация спасательных кругов делается для того, чтобы иметь возможность оказать помощь человеку, находящемуся в воде, при различных обстоятельствах:

если человек упал за борт с судна стоящего на якоре, то наиболее рациональным является подача круга со спасательным линем, что не позволит течению относить человека от судна во время проведения спасательной операции;

Если человек упал за борт движущегося судна, то подавать ему круг с линем бессмысленно - круг уйдет вместе с судном. В этом случае должен быть подан круг со средствами подачи сигнала: днем – с самозажигающейся дымовой шашкой, ночью - с самозажигающимся огнем.

Рисунок 7. Круг с самозажигающимися огнем и дымовой шашкой

На судне также могут устанавливаться спасательные круги без дополнительного оборудования, если выполняются вышеперечисленные условия комплектации.

Круги распределяются таким образом, чтобы быть легкодоступными на обоих бортах судна и по возможности на всех простирающихся до борта открытых палубах. По меньшей мере, один спасательный круг должен размещаться вблизи кормы судна.

Храниться круги должны таким образом, чтобы их можно было быстро сбросить, и не должны крепиться наглухо каким-либо образом. На каждом спасательном круге должны быть нанесены печатными буквами латинского алфавита название судна и порт приписки.

Спасательные жилеты

Спасательный жилет – это средство для поддержания человека на поверхности воды. Для каждого находящегося на борту человека должен быть предусмотрен спасательный жилет.

Спасательные жилеты конструктивно могут быть надувными или с "жесткими" элементами, обеспечивающими плавучесть.

Конструкция спасательного жилета должна обеспечивать:

Всплытие человека, находящегося в бессознательном состоянии, и его переворот лицом вверх не более чем за 5 секунд;

Поддержание человека в таком положении, чтобы тело было отклонено назад не менее чем на 20°, а рот находился на высоте не менее 12 см над уровнем воды.

При прыжке в воду с высоты 4,5 метров жилет не должен причинять повреждений.

Надувные спасательные жилеты имеют не менее двух независимых камер, обладающих такой плавучестью и устройством, чтобы в случае повреждения любой из них жилет отвечал выше перечисленным требованиям.

Система надувания позволяет надувать жилет как автоматически, так и вручную от газового баллона. Кроме того, она предусматривает возможность подкачки жилета ртом.

Прыжок в воду в жилете делается ногами вперед. При этом жилет должен быть хорошо зафиксирован (не болтаться).

Жилет с жесткими элементами плавучести при входе в воду имеет большое сопротивление, поэтому для дополнительной фиксации вертикального смещения следует взяться руками за нагрудные элементы плавучести.

Прыгать в воду в надетом жилете с жесткими элементами плавучести с высоты более 4,5 м не рекомендуется. Однако, если неизбежно приходится прыгать с большей высоты, то следует намотать конец лямок для крепления на руку, а жилет взять в руку. В этом случае жилет при входе в воду будет вырван из руки, но удержан за лямки.

Рисунок 8. Жесткий спасательный жилет

Каждый спасательный жилет должен быть снабжен белым сигнальным огнем и свистком.

Батарейка сигнального огня начинает работать после ее заполнения морской водой. Остановить начавшуюся электрохимическую реакцию после попадания в корпус воды невозможно, поэтому для предотвращения преждевременного использования ресурса, отверстие для впуска воды закрыто пробкой. Пробка выдергивается только вручную, и это следует делать только с наступлением темноты.

Рисунок 9. Сигнальная лампочка и батарея спасательного жилета

На судне должно быть достаточное количество спасательных жилетов для вахтенного персонала, а также для использования в удаленных местах расположения спасательных шлюпок и плотов. Спасательные жилеты, предусмотренные для вахтенных, должны храниться на мостике, на посту управления двигателем и в любом другом посту, где несется вахта.

Рисунок 10. Хранение спасательных жилетов в удаленных местах

Гидрокостюмы и защитные костюмы

Гидротермокостюм - костюм из водонепроницаемого материала для предохранения человека от переохлаждения в холодной воде.

Для каждого находящегося на борту человека должен быть предусмотрен гидротермокостюм.

Гидрокостюмы должны удовлетворять следующим требованиям:

Любой член экипажа мог самостоятельно надеть костюм в течение не более 2 минут вместе с одеждой и спасательным жилетом, если гидрокостюм требует ношения жилета;

Температура тела человека не должна понижаться более чем на 2°С в течение 6 часов при температуре воды 0 – 2°С;

Не поддерживал горения и не плавился, если был охвачен открытым пламенем;

Обладал прочностью, обеспечивающей прыжок с высоты 4,5 метров;

Обеспечивал свободу перемещения при спуске спасательных средств, при подъеме по вертикальному трапу на высоту до 5-ти метров, а также человек мог проплыть небольшое расстояние и забраться в шлюпку или плот.

В маркировке гидрокостюма указывается гарантированное время теплозащиты.

Рисунок 11. Надевание гидрокостюма

Теплозащитное средство - изготовляют из водонепроницаемого материала с низкой теплопроводностью в виде костюмов или мешков и предназначено для восстановления температуры тела человека, побывавшего в холодной воде. В снабжение каждой спасательной шлюпки и плота должны входить теплозащитные средства в количестве 10% вместимости людей, но не менее двух.

Теплозащитное средство должно обеспечивать условие, чтобы температура тела человека не падала более чем на 1,5°С после первого получасового пребывания в воде с температурой 5°С при отсутствии волнения.

Из многих других индивидуальных спасательных средств следует отметить спасательный «шарик» - надувной баллон красного цвета с тонким нейлоновым шнуром, упакованный в белую пластиковую коробку, крепящуюся к спасательному жилету. При открывании упаковки баллон раздувается газом до диаметра 0,5 м и поднимается в воздух, удерживаясь линем. Баллон, а с ним и человек, может быть легко обнаружен днем с расстояния 2 мили.

Вопросы для самопроверки:

1. Какой наружный диаметр должен иметь спасательный круг?

2. Конструкция спасательного жилета.

3. Гидрокостюмы.

4. Теплозащитное средство.

Назначение : спасение членов экипажа и пассажиров в случае гибели судна, а также оказание помощи в спасении людей с другого терпящего бедствие судна.

Спасательные средства должны не только обеспечивать эвакуацию людей с гибнущего судна, но и защищать их от неблагоприятного воздействия внешней среды (низкая температура воды; высокая температура горящих на поверхности воды нефтепродуктов).

Количество спасательных средств, их размещение на судне и предъявляемые к ним технические требования определяются Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море 1974 года (SOLAS 74) и Правилами по оборудованию судов Регистра РФ в зависимости от типа и района плавания.

Классификация .

Спасательные средства делятся на две основные группы:

1. Индивидуальные

Средства, обеспечивающие плавучесть (спасательные круги, спасательные жилеты);

Средства, обеспечивающие плавучесть и защиту от гипотермии (спасательные комбинезоны (гидротермокостюмы)).

2. Коллективные средства, к которым относятся:

а) активные спасательные средства:

Спасательные шлюпки (открытые, частично закрытые и закрытые);

Капсулы;

б) пассивные спасательные средства:

Плоты (жёсткие и пневматические);

Плавучие приборы (спасательные скамейки и лёгкие плоты).

Конструкция спасательных средств и требования к ним .

Индивидуальные средства .

Индивидуальные спасательные средства (ИСС) предназначены для кратковременного поддержания человека на плаву.

Основные требования к спасательным кругам:

1) минимальное количество спасательных кругов на грузовых судах должно составлять: при длине судна менее 30 м – 4, от 30 до 100 м – 8, от 100 до 150 м – 10, от 150 до 200 м – 12, более 200 м – 14;

2) спасательные круги должны располагаться в легкодоступных местах по обоим бортам судна;

3) наружный диаметр спасательного круга – не более 800 мм, внутренний диаметр – не менее 400 мм;

4) спасательный круг должен поддерживать в пресной воде груз железа массой не менее 14,5 кг в течение 24 часов;

5) масса спасательного круга должна быть не менее 2,5 кг;

6) материал спасательного круга не должен поддерживать горение или продолжать плавиться после полного охвата пламенем в течение 2 с;

7) спасательный круг должен без ухудшения эксплуатационных характеристик выдерживать сбрасывание на воду с высоты, равной расстоянию между местом установки круга и ватерлинией при наименьшей эксплуатационной осадке или 30 м (что больше);

8) спасательный круг должен иметь леер диаметром не менее 9,5 мм и длиной не менее четырёх наружных диаметров круга, закрепляемый по периметру круга в четырёх местах на равном расстоянии друг от друга с образованием четырёх одинаковых петель.


Основные требования к спасательным жилетам:

1) Для каждого находящегося на судне человека должен быть предусмотрен спасательный жилет, отвечающий перечисленным далее требованиям;

2) Спасательные жилеты должны быть размещены так, чтобы быть легкодоступными, место их хранения должно быть явно обозначено;

3) Конструкция спасательного жилета должна быть простой, чтобы после однократной демонстрации неподготовленный человек мог надеть его без посторонней помощи за время, не превышающее 1 минуту;

4) Спасательный жилет должен допускать прыжок или падение в воду с высоты 4,5 м без повреждения ли смещения жилета и без телесных повреждений;

5) Камеры плавучести должны располагаться таким образом, чтобы рот человека (даже находящегося без сознания) всегда оказывался на высоте 12 см над поверхностью воды, причём время поворота тела в это положение не должно превышать 5 с;

6) Спасательный жилет должен позволять проплыть небольшое расстояние и забраться в спасательную шлюпку или плот;

7) Плавучесть спасательного жилета не должна уменьшаться более чем на 5% после пребывания в течение 24 ч в пресной воде;

8) Спасательный жилет должен быть изготовлен из нефте- и водостойкого материала, не должен поддерживать горение или продолжать плавиться после полного охвата пламенем в течение 2 с;

9) Надувные спасательные жилеты должны иметь не менее двух отдельных камер; должны надуваться автоматически при падении в воду; должны иметь устройство для надувания, приводимое в действие вручную одним движением; и должны иметь конструкцию, позволяющую надуть каждую камеру ртом.

Основные требования к гидротермокостюмам:

1) на грузовых судах гидротермокостюм соответствующего размера должен быть предусмотрен для каждого находящегося на судне человека - за исключением судов, постоянно совершающих рейсы в тёплых климатических условиях;

2) гидротермокостюмы должны быть размещены так, чтобы быть легкодоступными, место их хранения должно быть явно обозначено;

3) конструкция гидротермокостюма должна позволять распаковать и надеть его без посторонней помощи в течение не более 2 минут с учётом надевания другой одежды (и спасательного жилета, если гидротермокостюм необходимо носить вместе с ним);

Требования 4) – 8) аналогичны соответствующим требованиям для спасательных жилетов;

9) Гидротермокостюм должен закрывать всё тело, кроме лица, за исключением защиты для рук, которая может быть обеспечена использованием отдельных перчаток, постоянно прикреплённых к гидротермокостюму;

10) Гидротермокостюм без теплоизоляции должен иметь маркировку о том, что его следует надевать на тёплую одежду. Будучи надет вместе с тёплой одеждой, такой гидротермокостюм должен обеспечивать достаточную теплозащиту после одного прыжка с высоты 4,5 м так, чтобы температура тела снижалась не более чем на 2 0 С после пребывания в течение 1 часа в воде с температурой 5 0 С.

11) Гидротермокостюм с теплоизоляцией должен обеспечивать достаточную теплозащиту после одного прыжка с высоты 4,5 м так, чтобы температура тела снижалась не более чем на 2 0 С после пребывания в течение 6 часов в воде с температурой то 0 до 2 0 С.

Спасательные и дежурные шлюпки .

Спасательная шлюпка предназначена для спасения пассажиров и экипажа судна, терпящего бедствие, и людей, упавших за борт.

Согласно Правилам по оборудованию судов РМРС, каждое грузовое судно должно иметь на каждом борту не менее одной спасательной шлюпки общей вместимостью, достаточной для размещения всех находящихся на борту людей.

Спасательные шлюпки располагают вдоль каждого борта в защищённых от действия волн местах.

Основные требования к установке шлюпок по длине судна:

1) Спускаемые по борту шлюпки должны устанавливаться как можно дальше в нос от гребного винта: на судах длиной от 80 до 120 м кормовая оконечность спасательной шлюпки должна находиться на расстоянии не менее её длины от гребного винта, на судах длиной более 120 м – на расстоянии не менее полутора длин шлюпки.

2) Шлюпки не могут устанавливаться на расстоянии менее 0,25 длины судна от форштевня.

Основной характеристикой спасательной шлюпки является пассажировместимость. Согласно Конвенции SOLAS, пассажировместимость не может превышать 150 человек, а максимальная масса с людьми и снабжением – 20300 кг.

По конструктивному исполнению выделяют шлюпки:

Открытые;

Частично закрытые;

Закрытые.

По приводу движителя различают шлюпки:

Моторные;

С механическим (ручным) приводом.

Спасательные шлюпки вместимостью от 60 до 100 человек могут быть моторными или с механическим приводом, вместимостью более 100 человек – только моторными.

Скорость моторных шлюпок грузовых судов должна быть не менее 4 уз. Запас топлива должен обеспечивать движение с заданной скоростью в течение 24 ч.

По материалу, из которого изготовлены шлюпки, в настоящее время применяются:

Шлюпки из лёгких сплавов;

Пластмассовые шлюпки.

Из всех типов шлюпок, приведённых в классификации, наибольшее распространение получили закрытые моторные спасательные шлюпки (рис. 3.7.1).

Рис. 3.7.1 Разрез закрытой моторной шлюпки:

1- крышки сдвижные, 4 – рулевая рубка, 6 – вентиляционная головка,

7 – бросательный конец, 8 – подъёмное устройство, 9 – рундук,

10 – двигатель.

Все места для рассадки людей на СШ должны быть чётко обозначены, каждое место рассчитано на размещение человека весом 75 кг с надетым спасательным жилетом.

Плавучесть спасательной шлюпки должна обеспечиваться даже в случае её полного заливания. Необходимый для этого запас плавучести создаётся засчёт применения материалов с положительной плавучестью и засчёт специальных закрытых внутренних отсеков - воздушных ящиков. Для повышения живучести объём плавучести делят на изолированные отсеки длиной не более 1,2 м.

В плане обеспечения остойчивости современные закрытые спасательные шлюпки проектируют самовосстанавливающимися – т.е. при опрокидывании шлюпка самостоятельно возвращается в нормальное рабочее положение. Существуют два способа обеспечения самовосстановления:

Пассивный – засчёт формы корпуса надводной части шлюпки и расположения её центра тяжести, что обеспечивает отрицательную начальную остойчивость в перевёрнутом положении шлюпки;

Активный – засчёт перетекания жидкого балласта из днищевого отсека в несимметричный бортовой, что приводит к перемещению центра тяжести при опрокидывании и возникновению момента, возвращающего шлюпку в нормальное положение.

На нефтеналивных судах используют огнезащитные танкерные закрытые шлюпки, позволяющие преодолеть зону горящей на поверхности воды нефти или нефтепродуктов. Для защиты от высокой температуры шлюпку покрывают снаружи слоем термоизоляции или оборудуют системой водяного орошения наружной поверхности. В такой системе насос внутри шлюпки забирает через приёмный патрубок забортную воду и подаёт её в перфорированную трубу, закреплённую над жестким закрытием по всей длине шлюпки. Система водяного орошения обеспечивает более эффективное снижение температуры, но термоизоляция гораздо надёжнее. Танкерные огнезащитные шлюпки должны выдерживать воздействие пламени с температурой не менее 1200 0 С в течение не менее 10 минут. Все танкерные шлюпки являются моторными и должны развивать скорость не менее 6 уз. Чтобы полностью исключить попадание дыма внутрь шлюпки, в ней создаётся небольшое избыточное давление. Для создания этого давления, для обеспечения людей свежим воздухом и для обеспечения работы двигателя в течение не менее 12 минут предусмотрены баллоны со сжатым воздухом.

Снабжение спасательных шлюпок включает в себя:

Питьевая вода (3 литра на человека);

Пищевой рацион (10 МДж на человека);

Медикаменты (таблетки от морской болезни, аптечка первой помощи);

Средства сигнализации и привлечения внимания (переносные радиостанции, сигнальные ракеты, фальшфейеры);

Средства эксплуатации шлюпки (набор простейших ремонтных приспособлений, вёсла);

Комплект рыболовных приспособлений (рассчитан больше на психологический эффект).

Дежурная шлюпка предназначена для обеспечения связи с берегом или другими судами, для выполнения общесудовых работ, а так же для спасения упавших в воду людей и людей с потерпевшего аварию судна.

Согласно Правилам по оборудованию судов РМРС, каждое грузовое судно должно иметь по крайней мере одну дежурную шлюпку, установленную в удобном для спуска и подъёма месте и находящуюся в постоянной готовности к спуску в течение 5 минут. Дежурные шлюпки должны быть моторными и иметь скорость 4 – 6 уз.

Спасательные плоты .

Согласно Правилам по оборудованию судов РМРС, каждое грузовое судно должно иметь не менее одного спасательного плота массой менее 185 кг и размещённого так, чтобы обеспечивалось его свободное перемещение с борта на борт на уровне одной открытой палубы, общей вместимостью, достаточной для размещения всех находящихся на борту людей. Если масса плота более 185 кг или свободное перемещение с борта на борт не обеспечивается, то общая вместимость находящихся на каждом борту спасательных плотов должна быть достаточна для размещения всех находящихся на борту людей.

На грузовых судах, на которых расстояние от крайней носовой (или кормовой) оконечности до ближайшей оконечности коллективного спасательного средства более 100 м, должен устанавливаться дополнительный плот как можно ближе к носу (или к корме).

Основные общие требования к спасательным плотам:

1) конструкция плота должна обеспечивать его нахождение на плаву в течение не менее 30 суток в любых морских условиях в диапазоне температур от –30 до +66 0 С;

2) при сбрасывании с высоты 18 м плот и его снабжение должны оставаться неповреждёнными;

3) плот должен выдерживать многократные прыжки на него с высоты 4,5 м людей в обуви;

4) плот должен допускать его буксировку со скоростью 3 уз на тихой воде с полным комплектом людей и снабжения;

5) при спуске плота вручную его общий вес с контейнером и снабжением не должен превышать 185 кг;

6) плот должен быть снабжён тентом для защиты людей от окружающей среды, устанавливаемым автоматически при приведении плота в рабочее состояние;

7) для облегчения обнаружения в море тент и корпус должен быть окрашен в ярко-оранжевый цвет.

Применяются два типа спасательных плотов: жёсткие и надувные.

Жёсткие спасательные плоты (рис. 3.7.2) выполняются металлическими или пластмассовыми.

Рис. 3.7.2 Спасательные плоты:

а – металлический; б – пластмассовый.

Корпус металлического плота (рис. 3.7.2, а) представляет собой замкнутый контур прямоугольной формы с закруглёнными углами из трубы круглого сечения, разделённой водонепроницаемыми переборками на ряд воздушных отсеков, внутренняя полость которых заполнена пенопластом. Внутри корпуса установлено двойное водонепроницаемое днище, разделённое переборками на ряд водонепроницаемых отсеков, в которых размещается снабжение плота. Доступ к снабжению осуществляется через водонепроницаемые крышки, расположенные по обеим поверхностям днища. К корпусу на шарнирах прикреплены дуги, с помощью которых поднимают двухслойный тент из прорезиненной ткани. Дуги закреплены снаружи корпуса так, чтобы тент мог быть поднят на обе стороны независимо от положения плота. Корпус изготавливается из лёгкого алюминиево-магниевого сплава. Для предохранения людей от контакта с металлом днище обклеивается резиной или пластиком.

Корпус пластмассового плота (рис. 3.7.2, б) имеет прямоугольное поперечное сечение с днищем толщиной 30 мм. Корпус и днище выполнены из пенопласта, армированного каркасом и оклеенного водо- и нефтестойкой стеклотканью, пропитанной полиэфирной смолой. Днище плота не имеет внутренних полостей, поэтому снабжение хранится в плавучем водонепроницаемом контейнере из пластика. Тент, оборудование и оснастка аналогичны применяемым на металлических плотах. Пластмассовые плоты легче металлических и более долговечны.

Существенным недостатком жёстких плотов является то, что они занимают много места при хранении и имеют довольно сложную конструкцию тента.

Надувные спасательные плоты (рис. 3.7.3) в походном положении хранятся упакованными в контейнерах. Компактность контейнерного хранения надувных плотов обусловила их широкое применение на современных судах.

Рис. 3.7.3 Надувной спасательный плот:

а – общий вид; б – каркас плота.

1 – входной трап; 2 – плавучий якорь; 3 – надувное днище;

4 – шторка входа; 5 – сигнальный огонь; 6 – двухслойный тент;

7 – водосборник; 8 – газовый баллон в чехле; 9 – пусковой линь;

10 – водобалластный карман; 11 – леер; 12 – надувное сиденье;

13 – надувная дуга;14 – камера плавучести;

15 – буксирное приспособление; 16 – банка.

Надувной плот состоит из главной камеры плавучести 14, представляющей собой замкнутую трубу, разделённую на несколько изолированных отсеков, трубчатых дуг 13, поддерживающих двухслойный тент 6, и двойного надувного днища 3. Главная камера плавучести и дуги тента заполняются газовой смесью (углекислота с небольшим количеством азота – для предотвращения образования снеговых пробок при низких температурах), которая в сжатом состоянии хранится в стальном баллоне 8, закреплённом снаружи плота. Клапан баллона открывается при натяжении пускового линя 9. В двойное днище закачивается воздух с помощью ручного меха. Тент плота имеет два входа, закрываемых шторками 4, а так же устройство для сбора дождевой воды 7 с трубкой, выведенной внутрь плота. Наверху тента закреплён сигнальный огонь 5 для поиска. По периметру снаружи и внутри плота закреплены леера 11. У входов установлены трапы 1, с помощью которых люди могут подняться из воды на плот. Под днищем плота предусмотрены заполняемые водой балластные карманы 10, служащие для улучшения остойчивости плота.

Форма плота может быть круглой или овальной.

По способу доставки на воду различают плоты сбрасываемые (вместимостью от 6 до 100 человек) и спускаемые (вместимостью от 6 до 35 человек).

Конструкция контейнеров сбрасываемых спасательных плотов выполняется таким образом, что позволяет приводить их в готовность двумя способами:

Освобождением контейнера от крепления вручную и сбрасыванием его в воду;

Автоматическим освобождением контейнера при погружении тонущего судна в воду, для чего используется автоматическое гидростатическое разобщающее устройство. Обладающий положительной плавучестью контейнер при погружении судна всплывает и раскрывается, закреплённый одним концом на палубе судна пусковой линь при натяжении приводит в действие систему газонаполнения.

Посадка людей на сбрасываемые плоты производится или из воды, или с палубы с помощью специальных скатов и рукавов.

Спускаемые спасательные плоты надуваются на палубе судна. Там же производится и посадка людей. После этого плот спускается за борт с помощью спускового устройства (кран-балки).

Спускаемые спасательные плоты могут быть использованы и как сбрасываемые.

Состав снабжения спасательных плотов в целом аналогичен снабжению спасательных шлюпок, отличаясь только количественными нормативами – например, запас воды составляет 1,5 л на человека.

Судовые спасательные средства предназначены для спасения людей, эвакуируемых в море с борта аварийного судна или по каким-либо причинам оказавшихся за бортом судна. Спасательные средства подразделяются на индивидуальные и коллективные.

Индивидуальные спасательные средства служат для поддержания на плаву человека, попавшего в воду, (поддерживающие спасательные средства), для предохранения его от переохлаждения (изолирующие спасательные средства) или для совмещения обеих функций (поддерживающие и изолирующие средства), рис.1.

К поддерживающим спасательным средствам относятся:

Спасательные круги; используются для немедленного оказания помощи человеку, оказавшемуся за бортом;

Спасательные жилеты; предназначены для спасания людей, которые могут оказаться в воде при эвакуации с борта судна.

К изолирующим спасательным средствам относятся теплозащитные средства; они служат для снижения потерь тепла телом человека, находящегося на спасательной шлюпке или спасательном плоту.

Поддерживающее и изолирующее спасательное средство – гидротермокостюм. Гидротермокостюм, который должен использоваться совместно со спасательным жилетом, является изолирующим спасательным средством, обеспечивающим снижение теплопотерь телом человека, оказавшегося в воде.

Коллективные спасательные средства представляют собой водоизмещающие плавучие средства, предназначенные для совместного спасания людей, вынужденных оставить гибнущее судно. Они должны защищать находящихся на них людей от морской стихии и иметь снабжение, обеспечивающее их жизнедеятельность.

Коллективные спасательные средства подразделяются на активные, способные самостоятельно двигаться и маневрировать на воде, и пассивные, перемещающиеся под воздействием ветра, волн и течения.

Активное спасательное средство – спасательная шлюпка, малое самоходное беспалубное плавучее средство. В качестве спасательных, используются моторные шлюпки. По конструкции и способу защиты людей от воздействия неблагоприятных внешних факторов спасательные шлюпки могут быть:



Полностью закрытыми;

Частично закрытыми;

Полностью закрытыми с автономной системой воздухоснабжения;

Полностью закрытыми огнезащищёнными.

В соответствии с требованиями Правил Конвенции SOLAS-74, использование полностью открытых спасательных шлюпок допускается только на судах, киль которых был заложен до 1 июля 1986 года.

Конструкция самовосстанавливающихся частично или полностью закрытых спасательных шлюпок предусматривает их самостоятельное возвращение на ровный киль даже из перевёрнутого вверх дном положения.

В зависимости от способа спуска на воду различают шлюпки, спускаемые с помощью лопарей – тросов, проведённых через блоки подъёмно-спускового механизма, и шлюпки, спускаемые методом свободного падения.

Пассивными спасательными средствами являются спасательные плоты. По конструкции различаются надувные и жёсткие спасательные плоты, а по способу перемещения за борт – сбрасываемые и спускаемые.

Общие требования. До начала XX века не существовало международного законодательства в отношении обязательного снабжения судов спасательными средствами, гибель людей в море считалась обыкновенным событием и в большинстве случаев, неизбежным. Судовые шлюпки в основном использовались как средства сообщения с берегом.

В результате крупных катастроф в начале XX века, в некоторых странах и, прежде всего в Великобритании, был разработан свод специальных требований по обеспечению судов спасательными средствами. В дальнейшем он был положен в основу международного законодательства по охране жизни людей, работающих на море.

Все морские суда по требованиям SOLAS-74, Правил Регистра и Кодекса LSA должны быть снабжены спасательными средствами, в состав которых входят:

Спасательные шлюпки (вместимость на каждом борту должна обеспечить посадку всего экипажа;

Спасательные плоты (общее количество для транспортных судов должно позволять разместить 100% экипажа);

Спасательные средства индивидуального пользования (круги, нагрудники, жилеты, гидротермокостюмы, теплозащитные средства).

Спасательные средства – это устройства, предназначенные для сохранения жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна. Предъявляемые к спасательным средствам требования и нормы снабжения ими судов регламентируются Международной Конвенцией SOLAS-74 и Кодексом по спасательным средствам (LSA). Помимо требований Конвенции, каждая страна устанавливает национальные правила, которые могут отступать от требований SOLAS-74 и КодексаLSA , но только в сторону ужесточения.

Объём требований по обеспечению и снабжению спасательными устройствами и средствами зависит от типа, назначения, размещения и района плавания судна.

Конвенция предусматривает следующие основные типы судов: пассажирские, грузовые, нефтеналивные, химовозы, газовозы, специального назначения, рыболовные.

В соответствии с правилами Регистра, суда по снабжению их спасательными средствами разделяются в зависимости от района плавания на указанные ниже категории.

В правилах указывается, что суда, совершающие заграничные рейсы, должны снабжаться спасательными средствами только по нормам судов I категории.

Требования к судовым спасательным средствам, касательно их изготовления, установки и оснащения изложены в Международном Кодексе по спасательным средствам (Кодекс LSA).

Кодекс подготовлен на базе положений части С главы III «Спасательные средства и устройства» Конвенции SOLAS-74 подкомитетом Международной морской организации по спасательным средствам, поиску и спасанию. Кодекс является приложением к Конвенции, и вступил в силу с 1 июля 1998 года.

Комплектация судов спасательными средствами производится в соответствии с требованиями конвенции СОЛАС, которая определяет минимальные требования к оборудованию судов спасательными средствами. Национальные требования государства-флага в отношении спасательных средств не могут быть ниже требований Конвенции SOLAS-74 и Кодекса ЛСА.

В соответствии с Конвенцией SOLAS-74 и Кодексом LSA спасательные средства должны удовлетворять следующим требованиям:

Быть изготовленными из соответствующих материалов, одобренных Регистром или другим признанным классификационным органом.

Сохранять работоспособность в диапазоне температур воздуха от -30 до +65 и быть в рабочем состоянии при температуре морской воды от -1 до +30.

Быть стойкими к гниению, коррозии, выдерживать чрезмерное воздействие морской воды, нефти или грибков.

Не терять своих качеств при длительном воздействии солнечных лучей.

Всюду, где это будет способствовать обнаружению спасательных средств, они должны быть хорошо видимого цвета, т.е. быть окрашенными, как правило, в оранжевый цвет.

Иметь полосы из светоотражающего материала, отражающего падающие на его поверхность лучи света в обратном направлении, т.е. к источнику света. Применение светоотражающих полос облегчает обнаружение спасательных средств при использовании прожектора.

Иметь чётко нанесённую маркировку, включая информацию об одобрении и название органа, одобрившего средство, а также указания на любые эксплуатационные ограничения.

Хорошо работать в условиях волнения.

Для спасательных средств, теряющих свои свойства с течением времени, должен быть установлен срок службы. Такие средства должны иметь маркировку, указывающую возраст или дату, когда они должны быть заменены.

Места сбора и посадки в коллективные спасательные средства, равно как и ведущие к ним коридоры, трапы и выходы, должны иметь достаточное освещение от аварийного источника электроэнергии.

Многие современные суда снабжаются спасательными средствами иностранного производства или отечественными, изготовленными по лицензиям. Это привело к большому разнообразию конструкций спасательных средств и их снабжения, что требует различного подхода к их использованию.

Снаб­жение судов спасательными средствами (классификация которых приведена на рис.21.) подразделяются на следующие основные виды:

индивидуальные - спасательные круги, спасатель­ные жилеты, гидротермокостюмы, индивидуальные теплозащитные средства;

коллективные - спасательные и дежурные шлюпки, надувные и жесткие спасательные плоты, спасательные плавучие приборы (капсулы);

вспомогательные устройства и системы - штормтрапы, спусковые и посадочные устройства, морские эвакуационные системы, спасательные сети и тралы, линеметательные устройства.

Основные определения

Защитный костюм - костюм, предназначенный для использования членами экипажа расписанных по дежурным шлюпкам или морским эвакуационным системам.

Гидрокостюм - защитный костюм, уменьшающий потерю тепла телом человека в холодной воде.

Теплозащитное средство - мешок или костюм из водонепроницаемого материала с низкой теплопроводностью.

Спасательная шлюпка (СШ) или спасательный плот (СП) – шлюпка или плот способные обеспечить сохранение жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна.

Дежурная шлюпка(ДШ) – шлюпка, предназначенная для спасения терпящих бедствие людей и сбора спасательных шлюпок и плотов на воде.

Посадочный штормтрап –штормтрап, предусмотренный в местах посадки в спасательные шлюпки и на спасательные плоты с целью безопасного в них доступа после спуска на воду.

Спуск методом свободного всплытия –такой метод спуска спасательной шлюпки или спасательного плота, при котором они автоматически разобщаются с тонущим судном и находятся в готовности к использованию.

Спуск методом свободного падения –такой метод спуска спасательной шлюпки, при котором она с комплектом людей и снабжения на борту разобщается с судном и сбрасывается на воду без каких-либо удерживающих её приспособлений.

Надувное средство –средство, плавучесть которого обеспечена нежёсткими, заполняемыми газом камерами и которое обычно хранится надутым к моменту подготовки его к использованию.

Морская эвакуационная система (МЭС) – средство для быстрого перемещения людей с посадочной палубы на спасательные шлюпки и плоты, находящиеся на воде.

Введение

1. Краткий обзор литературы по снабжению спасательных шлюпок и плотов

2. Комплектация спасательных шлюпок

3. Комплектация спасательных плотов

4. Комплектация спасательных шлюпок свободного падения и дежурных спасательных шлюпок

Список использованной литературы

Терминология

Введение

Исходя из статистики, каждый час экипаж одного судна в мире сталкивается с чрезвычайной ситуацией, как то: пожар, посадка на мель, человек за бортом, столкновение с другим судном, водотёчность (пробоина), льдообразование. Эти чрезвычайные ситуации не редко приводят к тому, что экипаж вынужден покинуть судно, причем чаще всего с ограниченным запасом времени. Для того, чтоб увеличить шансы выживания людей вне судна (а именно в спасательной шлюпке или на плоту), в конвенции СОЛАС

предусмотрена комплектация выше оговоренных спасательных средств. Но этого мало для выживания. Следует также уметь пользоваться всем, что можно обнаружить в спасательных средствах.

Сегодня на страже безопасности людей, вышедших в море, стоит целый ряд специальных устройств и приспособлений - от разделения судна на отсеки переборками до его оборудования спасательными шлюпками и аварийным радиопередатчиком, подающим сигнал бедствия. Наличие каждого из них на борту судна является обязательным. Средства спасения потерпевших кораблекрушение известны столько же времени, сколько существует само мореплавание. И на протяжении всего этого времени все они, и в первую очередь спасательные шлюпки, вряд ли оправдывали свое назначение. Чаще их просто-напросто не хватало, чтобы в случае катастрофы спасти всех членов экипажа. Бывало и по-другому: шлюпок достаточно, но для спасения они не годятся, поскольку не обладают мореходными качествами.

Даже тогда, когда на тонущем судне не было паники, далеко не все спасательные шлюпки удавалось спустить на воду: то выходили из строя некоторые шлюпбалки

, то волной, захлестнувшей палубу, смывало иные шлюпки за борт. А шлюпки с наветренного борта и вовсе нельзя было подготовить к спуску.

Некоторые шлюпки при сильном волнении опрокидываются. Но и спасательные шлюпки специальной конструкции, которые не переворачиваются, не всегда дают гарантию того, что люди, спасшиеся при кораблекрушении, выживут. Ведь они открыты всем ветрам и не могут защитить людей от холода, сырости или палящего солнца.

Нескончаемая череда ужасающих свидетельств о гибели целых команд, не сумевших спастись, несмотря на наличие традиционных спасательных средств, не давала покоя судовым конструкторам во всем мире. Десятилетиями ломали они голову, пытаясь противопоставить смерти в море спасательную шлюпку - непотопляемую и способную выполнить свою миссию при любых условиях. Первым шагом конструкторских поисков явились спасательные плоты. Их можно спустить на воду, не опасаясь, что они перевернутся. В этом состоит их достоинство. Однако такой плот не защищает находящихся на нем людей от волн.

Однако в наше время все минусы КСС

стараются исправить международные организации типа ИМО.

В июне 1996 года 66 сессия Комитета по безопасности на море Международной морской организации (КБМ ИМО) приняла своей резолюцией MSC.48 (66) Международный кодекс по спасательным средствам (Кодекс ЛСА

), подготовленный на базе положений Части С главы III «Спасательные средства и устройства» конвенции СОЛАС-74 Подкомитетом ИМО по спасательным средствам, поиску и спасению. Данный кодекс вступил в силу 1 июля 1998 года. Однако некоторые его статьи имеют ссылки на ранее принятые положения СОЛАСа.

Кодекс ЛСА определяет порядок снабжения коллективных спасательных средств, их конструкцию, а так же снабжение судна КСС и ИСС (индивидуальными спасательными средствами).


1. Краткий обзор литературы по снабжению спасательных шлюпок и плотов

В литературе на сегодняшний день мало написано о комплектации спасательных шлюпок и плотов. Основным источником информации является СОЛАС и Кодекс ЛСА. Эти два нормативных документа определяют не только порядок комплектации суден спасательными средствами, но также их состояние и состояние комплектуемых на них элементов. В некоторых сборниках можно найти описание и предназначение многих устройств и вещей, входящих в обязательное снабжение средств коллективного спасения.

Однако на сегодняшний день нет единой книги или ее аналога для получения точной и полной информации по снабжению спасательных шлюпок и плотов.

В настоящее время можно найти много литературы, посвященной КСС, но вся она опирается на СОЛАС и Кодекс ЛСА, преобразуясь в тривиальное перечисление элементов снабжения.

2. Комплектация спасательных шлюпок

Здесь представлен перечень элементов, которые должны присутствовать на каждой спасательной шлюпке (СОЛАС, «Снабжение спасательной шлюпки»):

1. Весла (достаточное кол-во для того, чтобы управлять шлюпкой на спокойной воде);

2. 2-а отпорных крюка;

3. плавучий черпак;

4. 2-а ведра;

5. иллюминирующий компас;

7. плавучий якорь

с дректовом (надежность должна соответствовать любым погодным условиям);

8. 2-а фалиня

(по 15м), один закреплен на баке и находиться рядом с носовой оконечностью шлюпки, другой - на баке и готов к использованию;

9. 2-а топора (на баке и корме шлюпки);

10. канистры (пластиковые упаковки) с пресной водой из расчета 3л пресной воды на человека;

11. нержавеющий ковш с кончиком;

12. нержавеющий градуированный сосуд для питья;

13. пищевой рацион (из расчета 10.000 кДж на человека; должен быть запаян и упакован в водонепроницаемый контейнер);

14. парашютные ракеты (4-е шт.);

15. фальшфейер

(6-ть шт.);

16. дымовые шашки (2-е);

17. водонепроницаемый электрический фонарик (запасные батарейки и лампочка в водонепроницаемом контейнере);

18. сигнальное зеркало с инструкцией;

19. таблица сигналов (в водонепроницаемой упаковке);

20. 1 свисток;

21. аптечка (водонепроницаемая упаковка, которая может быть надежно закрыта после использования);

22. таблетки от морской болезни, стерильный пакет;

23. ножик с кончиком;

24. 3-и открывашки для консерв;

25. 2-а плавучих спасательных кольца;

26. ручная помпа (насос);

27. рыболовный набор;

28. запчасти и инструменты для двигателя (в достаточном количестве);

29. огнетушитель;

30. инструкция по сохранению жизни.

Однако нужно не только иметь данные элементы на борту спасательной шлюпки, нужно еще и знать, как пользоваться и для чего они нужны. Я попробую немного разъяснить элементы, представленные здесь.

Ведра, плавучий черпак и ручной насос используются для удаления воды непосредственно из шлюпки.

Пресная вода и пищевой рацион помогают прожить несколько дней; 1 литр пресной воды рекомендуют развести с 0,5 литров морской для полоскания полости рта, что уменьшает жажду; нержавеющий градуированный сосуд служит для «спланированного» употребления жидкости, т.е. дозирования.

Парашютные ракеты, фальшфейера (hand-heldflares), плавучие дымовые шашки, фонарик, сигнальное зеркало и свисток предназначены для подачи сигнала. К этой группе можно еще отнести таблицу сигналов. Фонарик спроектирован так, чтоб максимально сократить потерю электроэнергии, поэтому при использовании он мигает. Сигнальное зеркало при правильном использовании может посылать световой сигнал на очень большие расстояния, поэтому часто в снабжение СШ добавляют и инструкцию по использованию зеркалом. Свисток эффективен на небольших расстояниях, но из-за компактности это сигнальное средство тоже включили в список снабжения.

Аптечка и таблетки от морской болезни – незаменимые элементы снабжения. Таблетки от морской болезни (на судах СНГ чаще всего используют «аэрон») нужно употребить сразу, как только вы окажитесь в СШ. Аптечка должна содержать все необходимое для оказания первой помощи пострадавшему.

Весла, 2 опорных крюка и плавучий якорь внесены в список для того, чтоб приводить в движение СШ помимо мотора или ручного привода. Весла чаще всего используются тогда, когда заканчивается топливо у двигателя или происходит поломка, а также при подходе к берегу. Отпорные крюка используются для удаления от тонущего судна или от надводных скал или других опасных элементов, способных повредить корпус шлюпки. Плавучий якорь удерживает шлюпку против волн, что необходимо при сильном волнении или шторме.

Остальные элементы довольно-таки понятны, но я хочу отметить, что в запчасти и инструменты для двигателя можно отнести что угодно, т.е. это часть списка дана не точно, а потому часто судовладельцы используют эту неточность для экономии. Еще я хотел бы обратить ваше внимание на инструкцию по сохранению жизни. Когда вы окажитесь в СШ желательно ее тут же прочитать, т.к. она содержит все сведения, касающиеся использования тех или иных элементов, а также и рационы и использование средств сигнала. Однако про инструкцию по сохранению жизни я расскажу немного позже (в разделе «Комплектация спасательных плотов»).

Также каждая спасательная шлюпка должна быть оборудована такими элементами, не входящими в снабжение, но являющимися незаменимыми:

· Посадочный трап

: позволяет забраться экипажу на шлюпку. Нижняя ступенька трапа должна располагаться по крайней мере на 0,4 метра ниже ватерлинии спасательной шлюпки в порожнем состоянии (пустая).