Первый новый год. Русский язык С елкой ты знакомился еще малышом автор

Первый новый год. Русский язык С елкой ты знакомился еще малышом автор
Первый новый год. Русский язык С елкой ты знакомился еще малышом автор

Русский язык

Контрольные и проверочные работы за I четверть

Предлагаемые контрольные работы по русскому языку (диктанты, проверочное списывание, грамматические задания, работа над предложением и текстом) позволят учителю узнать, насколько прочно, осознанно усвоен учащимися материал по пройденным темам на конец года.

1-й класс*

Цель работы – проверить умения выделять в речи предложения, записывать их графически с учетом количества слов, делить простейшие слова на слоги (учитывая их слоговую структуру) и составлять слова из слогов.

1. Графический диктант.

У нас живут котята. Они малы и милы. Котята любят играть.

У речки стоял густой лес. Там ели. Соня нашла много маслят. Хороши были грибы.

Вот елка. У елки норка. Там живет ежик.

2. Раздели слова на слоги.

Нина, Никита, Слава, Иван
капли, сосны, сок, липа
козлик, трава, ветка

а) Выпиши буквы, которые могут обозначать мягкость согласного звука.

и ы о э ё е у ю

б) Собери слова из данных слогов.

ре ту ка ут пи мал ро ла

Запиши, подчеркни гласные буквы.

в) Из данных слогов составь и запиши по два слова.

но ра ро сы

4. К данным словам подбери слог так, чтобы получилось новое слово.

Розы за, ли, ле, ка, мо
пол... ра, ну, ка, ты, си

Запиши новые слова.

5. Какие слова ты научился писать письменно? Запиши 2–3 слова.

2-й класс

ДИКТАНТЫ

Цель работы – проверить у учащихся сформированность умений и навыков, связанных с написанием гласных после шипящих, сочетаний чк , чн , с записью слов с мягким знаком на конце и середине слова, с написанием большой буквы в названиях населенных пунктов, рек.

Объем работы: 25–35 слов.

ПОМОГ ПТИЧКЕ

В гнезде у ласточки жили птенчики. Один птенчик упал на землю. Мать кружилась и пи щала. Петя по днял птенца и по садил в гне здо. Живи долго!

МОЯ ДЕРЕВНЯ

Я живу в деревне Ве селки. Рядом лес и река Ворона. В лесу под кустами бегают ежи. На речке тихо шумят камыши. На краю леса рыбаки устрои ли шалаши. Они по ймали большую щуку. Хороша буде т уха!

Жил у Ольги кот. Звали его Мурзик. Был он жирный, хвост пушистый. Кот умел хорошо ло вить мышей. Чуть зашуршит в углу мышка – Мурзик уже там. Чуе т он добычу.

Примечание . Предупредить о постановке запятой и тире.

Воробей Чик прыгал у крыльца. Раньше тут была вода. Утром тонкие льдинки покрыли лужи и ручейки. Малыши про бе жали по луже. Льдинки лопнули. Можно пить воду.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

МОРСКИЕ ЖИВОТНЫЕ

Ты виде л на картинке мо рских животных? Вот моржи. Вместо лап у них широкие ласты. Они не похожи на лесных зверей.
На дне моря живут большие улитки, мо рские звезды и мо рские ежи.

Летом Хрюша и Каркуша часто были у Степашки в деревне. Рядом с ней находится город Зве ни город и деревня Ложки. Домик Степашки стоит у самого леса. Рядом река Белая и пруд Озерки. Степашка угощает друзей душистым чаем.

1. Изложение.

БАРСУЧО НОК

В дом при несли маленького барсучо нка. Его назвали Киса. По до ше л тихо кот Барсик. Он о бнюхал барсука. При бе жал пес Джек. Звери по дружились, ели из одной чашки. Я часто брал их гулять в лес.
Наступила осень. Барсук про пал. Он залез в нору и спал там до весны.

Подготовить письменно ответы на вопросы:

1. Кого при не сли в дом?
2. Как назвали барсука?
3. С кем он подружился?
4. Куда часто все хо дили гулять?
5. Где провел зиму барсук?

Обратить внимание детей на подчеркнутые «опасные» места.

2. Приготовься писать по памяти.

Про мчался по лесу дождь. Про мокла земля. Листья покрылись шариками капель. Выгнала вода из листвы маленького зверька. Вот из-за тучки и солнышко вышло . Зве рек выско чил на по лянку. Теплые лучи его со грели.

Выдели «опасные» места.

3. Допиши предложения.

Улетели... и... . В саду пусто и голо. Тишина. Дома играют... . У Миши – ... . Он рисует ежика... . Алеша читает... . На коврике у печки спит... .

3-й класс

ДИКТАНТЫ

Цель работы – проверить умение выделять в тексте предложения (повествовательные, вопросительные, восклицательные, побудительные); проследить закрепление ранее пройденных тем.

Объем диктанта: 35–45 слов.

Почему крапива жжет? Стебель и листья крапивы покрыты тонкими ворсинками. Их кончики очень острые. Они попадают под кожу и ломаются . Под кожу попадает кислота. Она вызывает зуд и боль.
Не спе ши ругать крапиву. Так и о пчеле можно судить по жалу. А пчела дает нам мед.

Последние осенние дни. Скучно. Раскисли дороги. Озеро застыло в ожидании новых крепких морозов. Ночью часто дуют сильные ветры. В такую погоду я с сестрой бываю дома. Мы рисуем. А ты любишь рисовать? Пусть каждый рисунок радуе т твой глаз!

Луговые опята высыпали на лесной поляне. Глаза разбе гались. Же лтые колечки быстро наполнили корзину. Маленькие грибки мы оставляли. Пусть растут, всех радуют.
Скоро мы зашли в густую чащу. В глазах у сестры был ужас.
Наша собака Чики услышала голо с папы. Мы были спасены. Пора идти домой.

Огромный муравейник под старой елью кипел жизнью. Мы с папой стояли рядом и наблюдали за муравьиными ручейками. Все они текли к кучке из веток и хвои. Рыжие работники несли травинки и сухие цветы. Они тащили все это на один из этажей своего жилища.
Дружно живут муравьи!

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Вы знаете, где живут пингвины?
Около Антарктиды есть маленький островок. Его покрывают высокие скалы и огромные льды. И вокруг острова плавают льдины. Всюду крутые берега, только один остров пологий. Здесь любят бывать пингвины. Это пингвиний пляж. На пляж бегут импе раторские пингвины.

Примечание: подчеркнуть «опасные» места.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

1. Записать текст по памяти.

Глаза распахните!
Смо трите!
Растущая дико
Цве тет земляника.
Не рвите!
И любку не рвите,
Но чную фиалку.
Не делайте палку
На случай
Из маленькой елки ко лючей.

(Л. Николаенко )

2. Продолжи текст, используя данные слова и выражения.

Мы сидели на берегу реки. Клеве р сло жил листочки. Ласточки стали летать над самой водой. Мы посмотрели на небо, обла ка и поспе шили домой...

– Оглушительный гром;
– косые струи дождя;
– река закипела, забулькала;
– искать укрытие;
– постепенно стих;
– влажная земля;
– свежий, пахучий воздух.

Подумай, какой заголовок точнее подходит к тексту, который ты составишь:

    ПЕРЕД ГРОЗОЙ

Озаглавь текст и запиши.

3. Подготовь после чтения текста ответы на вопросы.

После чаю я уходил на охоту... Моя охота была и тогда и теперь – в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел и, может быть, с этим не встречался в своей жизни.

(М. Пришвин )

Вопросы

Ночью по лесу пробежал дождь. Солнышко поднималось над деревьями. Лес засветился яркими огнями. Каждая травинка блестела на солнце. Огромные листья медленно падали с кленов. Какая красота вокруг! В воздухе повисли прозрачные паутинки. На каждой паутинке сияли крошечные жемчужины.

(По В. Бианки )

Задание : подчеркнуть «опасные» места.

4-й класс

ДИКТАНТЫ

Цель работы – проверить, как учащиеся усвоили темы «Однородные члены предложения», «Безударные окончания существительных I склонения».

Объем текста: 60–65 слов.

ЧУДЕСНАЯ ПОРА ОСЕНИ

Летели и летели осенние листья. Ветер подхватил их и погнал к речке. По зеркальной воде поплыли золотые монетки. На краю деревни заиграл рожок. Это пастух соби рал стадо.
Я выхожу из дома, беру весла и иду к речке. Восток светлеет, розовеет. Удивительная тишь кругом. Река словно похорошела, выпрямилась. Под первыми лучами солнца засверкали, заискрились капельки воды. Стояла чудесная пора осени.

Меня встретил холодный сухой лес. Я потянулся к опушкам, к просторным голубым небесам. В корзине лежали корешки, яркая рубиновая гроздь калины.
Я переходил от тропинки к тропинке и насторожился. Около одной из тропинок пробился маленький крепкий боровичок. Рядом сидел увесистый боровик. Вот удача!
Послышался шум. Это был зверек с полосками на спине. По дороге домой я оставлял то грибок, то кусочки хлеба.
Зверькам при годится !

(По В. Коржикову )

Бабуля каждый день водила меня в лес. Там мы собирали лекарственные травы, ягоды, грибы и орехи. Раз мы вышли на большую поляну и сели отдохнуть. Я зашел за деревья. Из чащи показалась серая собака. Мне хотелось подбежать к собаке и погладить ее. Собака изогнулась, посмотрела на меня зеленым взглядом холодных глаз. Я свистнул. Она дико бросилась в кусты. Это оказался волк. Хорошо, что летом волки смирны.

(По А.М. Горькому )

Летом я отдыхал в деревне Озерки. Она раскинулась на берегу Днепра. Я любил лежать на мягком песке и смотреть на волны.
Раз старший брат Иван взял меня на рыбалку. Чуть свет мы подъехали к реке. На берегу горели костры. Съезжались рыбаки. Мы разложили вещи, поставили палатки. Все ждали рассвета. Тишина. Ночь стояла теплая. Я проверил удочки, наживку. Должен быть хороший улов.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

С елкой ты знакомился еще малышом. Запах ее хвои был запахом праздника. Под Новый год ее принесли в ваш дом. Но ты не расстался с ней и в школьные годы. Она была с тобой когда ты читал книжки писал в тетрадке слушал на школьном утреннике скрипку или рояль. Без елки не обойтись при изготовлении бумаги музыкальных инструментов. Это поющее дерево, ее слоистая древесина способна усилить звук.

(Из книги «Круглый год» )

Задание:

ЧТОБЫ КРЕПКО СТОЯТЬ

Стоял теплый осенний день.
Нашел я в канаве дубочек. Это был маленький кривой прутик с двумя листочками. Его могли затоптать прохожие или коза Матрена съела бы. Я решил пересадить дубок и взял лопату. Много земли откопал. А корень в глубине сидит не показывается. Устал, лопата сделалась тяжелой. Конца корня не видать. Где же он.
Зачем такому махонькому дубочку такой длинный корень.
Чтобы стоять крепко!

(По Э. Шиму )

Задание: поставить пропущенные знаки препинания.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

1. Изложение.

РЫБКИ В КЛЕТКЕ

Однажды я заметил на дне реки железную клетку. В клетке были рыбки. Я схватил клетку и выдернул из воды.
Кто их запер и зачем опустил на дно? Ершей я вынул и выпустил в воду, а клетку забрал в деревню. В деревне оказался хозяин. Это он потерял ее в прошлом году. Наловил ершей, посадил в клетку, привязал за бечевку и спустил за борт лодки. Перетерлась бечевка, и садок с рыбками утонул.
Так и просидели ерши в клетке под водой целый год. Вот чудеса!

(По Н. Сладкову )

Слова для справок:

    I часть: замети л.

    II часть: запе р, бе че вка.

2. Изложение.

СПАСЕНИЕ РЫБАКОВ

Рыболовное судно застиг жестокий шторм. Четыре дня носилось оно в бушующем море без пищи и воды. Машины заглохли.
Военному кораблю было приказано разыскать судно и оказать помощь. Огромные волны бросали корабль из стороны в сторону. Трудно было в такую погоду обнаружить рыболовное судно. Однако корабль разыскал их.
В течение семи часов он пытался взять на буксир судно. Наступала ночь. Шторм усиливался. Шли долгие часы. Моряки корабля боролись со стихией. Наконец все рыбаки были спасены.

3. Вспомни, какие ты знаешь предложения по цели высказывания.

Запиши их (записать предложения с соответствующими знаками препинания).

Контрольная работа по русскому языку за I четверть 4 класс

Предлагаемые контрольные работы по русскому языку (диктанты, проверочное списывание, грамматические задания, работа над предложением и текстом) позволят учителю узнать, насколько прочно, осознанно усвоен учащимися материал по пройденным темам на конец года.

4-й класс ДИКТАНТЫ

Цель работы - проверить, как учащиеся усвоили темы «Однородные члены предложения», «Безударные окончания существительных I склонения».

Объем текста: 60-65 слов.

ЧУДЕСНАЯ ПОРА ОСЕНИ

Летели и летели осенние листья. Ветер подхватил их и погнал к речке. По зеркальной воде поплыли золотые монетки. На краю деревни заиграл рожок. Это пастух собирал стадо.
Я выхожу из дома, беру весла и иду к речке. Восток светлеет, розовеет. Удивительная тишь кругом. Река словно похорошела, выпрямилась. Под первыми лучами солнца засверкали, заискрились капельки воды. Стояла чудесная пора осени.

УДАЧА

Меня встретил холодный сухой лес. Я потянулся к опушкам, к просторным голубым небесам. В корзине лежали корешки, яркая рубиновая гроздь калины.
Я переходил от тропинки к тропинке и насторожился. Около одной из тропинок пробился маленький крепкий боровичок. Рядом сидел увесистый боровик. Вот удача!
Послышался шум. Это был зверек с полосками на спине. По дороге домой я оставлял то грибок, то кусочки хлеба.
Зверькам пригодится!

(По В. Коржикову)

ВСТРЕЧА

Бабуля каждый день водила меня в лес. Там мы собирали лекарственные травы, ягоды, грибы и орехи. Раз мы вышли на большую поляну и сели отдохнуть. Я зашел за деревья. Из чащи показалась серая собака. Мне хотелось подбежать к собаке и погладить ее. Собака изогнулась, посмотрела на меня зеленым взглядом холодных глаз. Я свистнул. Она дико бросилась в кусты. Это оказался волк. Хорошо, что летом волки смирны.

(По А.М. Горькому)

РЫБАЛКА

Летом я отдыхал в деревне Озерки. Она раскинулась на берегу Днепра. Я любил лежать на мягком песке и смотреть на волны.
Раз старший брат Иван взял меня на рыбалку. Чуть свет мы подъехали к реке. На берегу горели костры. Съезжались рыбаки. Мы разложили вещи, поставили палатки. Все ждали рассвета. Тишина. Ночь стояла теплая. Я проверил удочки, наживку. Должен быть хороший улов.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

ЕЛКА

С елкой ты знакомился еще малышом. Запах ее хвои был запахом праздника. Под Новый год ее принесли в ваш дом. Но ты не расстался с ней и в школьные годы. Она была с тобой когда ты читал книжки писал в тетрадке слушал на школьном утреннике скрипку или рояль. Без елки не обойтись при изготовлении бумаги музыкальных инструментов. Это поющее дерево, ее слоистая древесина способна усилить звук.

(Из книги «Круглый год»)

ЧТОБЫ КРЕПКО СТОЯТЬ

Стоял теплый осенний день.
Нашел я в канаве дубочек. Это был маленький кривой прутик с двумя листочками. Его могли затоптать прохожие или коза Матрена съела бы. Я решил пересадить дубок и взял лопату. Много земли откопал. А корень в глубине сидит не показывается. Устал, лопата сделалась тяжелой. Конца корня не видать. Где же он.
Зачем такому махонькому дубочку такой длинный корень.
Чтобы стоять крепко!

(По Э. Шиму)

Задание: поставить пропущенные знаки препинания.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

1. Изложение.

РЫБКИ В КЛЕТКЕ

Однажды я заметил на дне реки железную клетку. В клетке были рыбки. Я схватил клетку и выдернул из воды.
Кто их запер и зачем опустил на дно? Ершей я вынул и выпустил в воду, а клетку забрал в деревню. В деревне оказался хозяин. Это он потерял ее в прошлом году. Наловил ершей, посадил в клетку, привязал за бечевку и спустил за борт лодки. Перетерлась бечевка, и садок с рыбками утонул.
Так и просидели ерши в клетке под водой целый год. Вот чудеса!

(По Н. Сладкову)

Слова для справок:

I часть: заметил.

II часть: запер, бечевка.

2. Изложение.

СПАСЕНИЕ РЫБАКОВ

Рыболовное судно застиг жестокий шторм. Четыре дня носилось оно в бушующем море без пищи и воды. Машины заглохли.
Военному кораблю было приказано разыскать судно и оказать помощь. Огромные волны бросали корабль из стороны в сторону. Трудно было в такую погоду обнаружить рыболовное судно. Однако корабль разыскал их.
В течение семи часов он пытался взять на буксир судно. Наступала ночь. Шторм усиливался. Шли долгие часы. Моряки корабля боролись со стихией. Наконец все рыбаки были спасены.

3. Вспомни, какие ты знаешь предложения по цели высказывания.

Запиши их (записать предложения с соответствующими знаками препинания).

Наша елка

З. Петрова

Наша елка велика,
Наша елка высока.
Выше папы, выше мамы -
Достает до потолка.

Как блестит ее наряд,
Как фонарики горят,
Наша Елка с Новым Годом
Поздравляет всех ребят.

Будем весело плясать,
Будем песни распевать,
Чтобы елка захотела
В гости к нам прийти опять!

Непогода в новый год

Дед Мороз проспал в постели,
Встал сосульками звеня,
Где вы вьюги, где метели,
Что не будите меня?
Непорядок во дворе,
Грязь и лужи в декабре.

Жду Деда Мороза

Здравствуй, дедушка Мороз!
Ты подарки нам принес?
Я тебя так долго жду
Никуда не выхожу.

Папины глаза

К нам на елку ой-ой-ой
Дед Мороз пришел живой.
Борода-то, борода!
А на шапке-то звезда!
На носу царапина,
А глаза-то папины!

С прогулки

С. Соложенкина

Потоптались на крылечке,
прогулялись в сад и к речке,
а потом — пришли назад...
Сохнут валенки на печке,
Валенки рядом с кошкою лежат.

Кошка в них погреет лапки,
Кошка в них погреет нос
И задремлет сладко-сладко...
Все в порядке? Все в порядке!
И пускай трещит мороз!

Зима началась

М. Бородицкая

Мороз-Мороз-Морозко
Зовет на зимний пир!
Мы скачем у киоска
И дуем на пломбир.

А на рябине снова
Толпятся снегири:
- Мне ягодно-фруктовое!
- Мне порцию!
- Мне три!

Зайка-франтик

Зайка умывается
На елку собирается
Вымыл носик
Вымыл хвостик
Вымыл ухо
Вытер сухо
Надел бантик
Стал он франтик.

Счастливый новый год

И. Токмакова

На свете так бывает,
Что только раз в году
На елке зажигают
Прекрасную звезду.
Звезда горит, не тает,
Блестит прекрасный лед.
И сразу наступает
Счастливый Новый год!

Все расскажем маме

Ёлку мы убрали сами,
Звёздочки повесили.
Мы придём, расскажем маме,
Как нам было весело.

Скоро, скоро Новый год!

Скоро, скоро Новый год!
Скоро Дед Мороз придёт.
За плечами ёлочка,
Пушистые иголочки.
Он подарки нам разносит
И стихи читать нас просит.

Здравствуй, Дедушка Мороз!

Наши окна кистью белой
Дед Мороз разрисовал,
Снегом полюшко одел он,
Снегом садик закидал.

Разве к снегу не привыкнешь?
Разве в шубу спрячешь нос?
Мы как выйдем, мы как крикнем:
"Здравствуй, Дедушка Мороз!"

Новый год стучится в двери

Скоро, скоро Новый год!
Он торопится, идет!
Постучится в двери к нам
- Дети, здравствуйте, я к вам!

Праздник мы встречаем, ёлку наряжаем,
Вешаем игрушки, шарики, хлопушки.

Скоро дед Мороз придет,
Всем подарки принесет:
Яблоки, конфеты...
Дед Мороз, ну где ты?


Перед праздником

Зима, зима
Для зелёной ёлки,
Платье белое сама
Сшила без иголки.

Отряхнула белый снег,
Ёлочка с поклоном.
И стоит красивей всех,
В платьице зелёном.

Ей зелёный цвет к лицу,
Елка знает это.
Как она под Новый год
Хорошо одета!

"Неспешною походкой..."

Неспешною походкой
Пришла зима. Снежок…
Окно с утра откроешь
На улице свежо.

И в этот свежий воздух,
Пушистый, мягкий снег
Я влюблена серьезно
Его милее нет.

Красиво на Гавайях:
Там пальмы и песок
А мне милее белый,
Холодненький снежок.

Снег кружится белый-белый,
Наступают чудеса.
Новый год стучится в двери.
Ждем его, закрыв глаза...

В эти добрые мгновенья
Каждый думает о том,
Чтобы радость и веселье
Заглянули в каждый дом!

Чтобы сказочный волшебник
Всем подарочки принес,
Приходи уже скорее,
Добрый Дедушка Мороз!

Мы встречаем Новый год,
Украшаем елку.
Нарядили огоньками
Каждую иголку!

Написали мы письмо
Дедушке Морозу.
Новый год встречаем мы
Дружно и серьезно!

Пусть несет подарки нам,
Сладости, игрушки.
Новый год для всех ребят
Праздник самый лучший!

Жду я очень Новый Год,
Ведь волшебник к нам придет,
Он подарит мне мечту,
Тот подарок, что так жду.

Может, стих ему прочту,
Или даже я спляшу,
Целый год тебя так ждал,
Много кушал, мирно спал,

Слушал старших, не шалил.
Вот и праздник наступил.
Хорошо себя я вел,
Дед Мороз ко мне пришел!

Все деревья в белых шубках,
Мягкий падает снежок,
В окнах огоньки сверкают -
Наступает Новый год!

Даже елочку мы с мамой
Приодели в свой наряд.
Пусть красавица лесная
Ослепляет каждый взгляд!

Будем петь и веселиться,
Водить дружный хоровод.
Самым чудным и волшебным
Будет этот Новый год!

Какой хороший праздник:
Веселый хоровод,
А, Дед Мороз, проказник,
Опять чего-то ждет...

То - песенку, то - танец,
Про елочку - стишок,
Никак не открывает
Большущий свой мешок...

Зиму я люблю за санки,
За снежинки и за лед,
А еще люблю за праздник
Самый лучший - Новый год!

В Новый год приходит сказка,
Дед Мороз приходит тоже,
Все ребята пляшут в масках,
Друг на друга не похожи.

Возле елки хоровод
Вместе водят дружно.
Если скоро Новый год,
То грустить не нужно!

Вот и Новый год пришел,
В гости Дед Мороз - зашел,
Он лукаво улыбнулся,
К нашей елки прикоснулся,
Засверкала, вдруг, гирлянда,
Стала елка так нарядна!

На руках снежинки тают.
Новый год стучится в дом.
Все друг друга поздравляют
С этим добрым, светлым днем.

Пусть исполнятся желанья,
Воплотятся в жизнь мечты!
В этот праздник непременно
В чудеса поверишь ты!

Дед Мороз на санках мчится,
Всем подарки он везет.
Праздник в дом уже стучится
Самый лучший - Новый год!

Вокруг елочки нарядной
Мы закружим хоровод.
Бусы, шарики, гирлянды...
Ждем тебя мы, Новый год!

Новый год такой забавный,
Дед Мороз - у елки главный,
Веселит он детвору,
Затевает вновь игру,
Строит всех нас в хоровод,
Так встречаем Новый год!

В мягких валенках идет
По планете Новый год,
Разбросал повсюду снег,
Радость, счастье и успех!

Пусть же этот Новый год
Вдаль бежит, не устает
И подарки раздает
Тем, кто чуда очень ждет!

Я не мог уснуть две ночи -
Дедушку Мороза ждал,
Свой стишок учил короткий,
Рядом с елочкой играл...

вспыхнул праздник в одночасье,
В небе слышен фейерверк...
Новый год! Веселье, счастье,
Радость, чудо, песни, смех!

Хороводы, танцы, пенье,
С нами Дедушка Мороз,
Уж прости за нетерпенье -
Ты подарок мне принес?

Облачилась ёлка
В праздничный наряд,
Шишки и иголки
Весело блестят!

Так наряд подходит
Моднице лесной,
Ведь она приводит
Новый год с собой!

Снег мелькает за окном,
В воздухе кружится,
И под ноги нам ковром
Ровно он ложится.

К детям Дед Мороз спешит,
Опоздать боится,
Снег под валенком скрипит,
Но совсем не злится.

Наступает Новый год
Радостный и яркий,
И ребята очень ждут
К празднику подарки!

Русский язык

Предлагаемые контрольные работы по русскому языку (диктанты, проверочное списывание, грамматические задания, работа над предложением и текстом) позволят учителю узнать, насколько прочно, осознанно усвоен учащимися материал по пройденным темам на конец года.

4-й класс

ДИКТАНТЫ

Цель работы – проверить, как учащиеся усвоили темы «Однородные члены предложения», «Безударные окончания существительных I склонения».

Объем текста: 60–65 слов.

ЧУДЕСНАЯ ПОРА ОСЕНИ

Летели и летели осенние листья. Ветер подхватил их и погнал к речке. По зеркальной воде поплыли золотые монетки. На краю деревни заиграл рожок. Это пастух соби рал стадо.
Я выхожу из дома, беру весла и иду к речке. Восток светлеет, розовеет. Удивительная тишь кругом. Река словно похорошела, выпрямилась. Под первыми лучами солнца засверкали, заискрились капельки воды. Стояла чудесная пора осени.

Меня встретил холодный сухой лес. Я потянулся к опушкам, к просторным голубым небесам. В корзине лежали корешки, яркая рубиновая гроздь калины.
Я переходил от тропинки к тропинке и насторожился. Около одной из тропинок пробился маленький крепкий боровичок. Рядом сидел увесистый боровик. Вот удача!
Послышался шум. Это был зверек с полосками на спине. По дороге домой я оставлял то грибок, то кусочки хлеба.
Зверькам при годится !

(По В. Коржикову )

Бабуля каждый день водила меня в лес. Там мы собирали лекарственные травы, ягоды, грибы и орехи. Раз мы вышли на большую поляну и сели отдохнуть. Я зашел за деревья. Из чащи показалась серая собака. Мне хотелось подбежать к собаке и погладить ее. Собака изогнулась, посмотрела на меня зеленым взглядом холодных глаз. Я свистнул. Она дико бросилась в кусты. Это оказался волк. Хорошо, что летом волки смирны.

(По А.М. Горькому )

Летом я отдыхал в деревне Озерки. Она раскинулась на берегу Днепра. Я любил лежать на мягком песке и смотреть на волны.
Раз старший брат Иван взял меня на рыбалку. Чуть свет мы подъехали к реке. На берегу горели костры. Съезжались рыбаки. Мы разложили вещи, поставили палатки. Все ждали рассвета. Тишина. Ночь стояла теплая. Я проверил удочки, наживку. Должен быть хороший улов.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

С елкой ты знакомился еще малышом. Запах ее хвои был запахом праздника. Под Новый год ее принесли в ваш дом. Но ты не расстался с ней и в школьные годы. Она была с тобой когда ты читал книжки писал в тетрадке слушал на школьном утреннике скрипку или рояль. Без елки не обойтись при изготовлении бумаги музыкальных инструментов. Это поющее дерево, ее слоистая древесина способна усилить звук.

(Из книги «Круглый год» )

Задание:

ЧТОБЫ КРЕПКО СТОЯТЬ

Стоял теплый осенний день.
Нашел я в канаве дубочек. Это был маленький кривой прутик с двумя листочками. Его могли затоптать прохожие или коза Матрена съела бы. Я решил пересадить дубок и взял лопату. Много земли откопал. А корень в глубине сидит не показывается. Устал, лопата сделалась тяжелой. Конца корня не видать. Где же он.
Зачем такому махонькому дубочку такой длинный корень.
Чтобы стоять крепко!

(По Э. Шиму )

Задание: поставить пропущенные знаки препинания.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

1. Изложение.

РЫБКИ В КЛЕТКЕ

Однажды я заметил на дне реки железную клетку. В клетке были рыбки. Я схватил клетку и выдернул из воды.
Кто их запер и зачем опустил на дно? Ершей я вынул и выпустил в воду, а клетку забрал в деревню. В деревне оказался хозяин. Это он потерял ее в прошлом году. Наловил ершей, посадил в клетку, привязал за бечевку и спустил за борт лодки. Перетерлась бечевка, и садок с рыбками утонул.
Так и просидели ерши в клетке под водой целый год. Вот чудеса!

(По Н. Сладкову )

Слова для справок:

    I часть: замети л.

    II часть: запе р, бе че вка.

2. Изложение.

СПАСЕНИЕ РЫБАКОВ

Рыболовное судно застиг жестокий шторм. Четыре дня носилось оно в бушующем море без пищи и воды. Машины заглохли.
Военному кораблю было приказано разыскать судно и оказать помощь. Огромные волны бросали корабль из стороны в сторону. Трудно было в такую погоду обнаружить рыболовное судно. Однако корабль разыскал их.
В течение семи часов он пытался взять на буксир судно. Наступала ночь. Шторм усиливался. Шли долгие часы. Моряки корабля боролись со стихией. Наконец все рыбаки были спасены.

3. Вспомни, какие ты знаешь предложения по цели высказывания.

Запиши их (записать предложения с соответствующими знаками препинания).