Верушка. Легендарная женщина, легендарная жизнь. Немецкая супермодель Вера фон Лендорф (Верушка) Из Веры в Верушку

Верушка. Легендарная женщина, легендарная жизнь. Немецкая супермодель Вера фон Лендорф (Верушка) Из Веры в Верушку
Верушка. Легендарная женщина, легендарная жизнь. Немецкая супермодель Вера фон Лендорф (Верушка) Из Веры в Верушку

Veruschka Von Lehndorff

Точеное тело, длинные ноги, изящные кисти рук, дополненные головой с копной волос пшеничного цвета, голубыми ледяными глазами, россыпью веснушек на лице и пухлыми гладкими губами. Все это принадлежало самой первой супермодели мировой модной индустрии, на пике своей известности зарабатывавшей баснословные деньги. Она даже сигареты курила с необыкновенным изяществом, что только добавляло уважения к ней. Имя этой, по-своему выдающейся женщины, запомнившееся миллионам людей, Верушка фон Лендорф .




Veruschka Von Lehndorff 1975

Сейчас уже мало кто знает, что длинноногая красавица пережила в детстве заключение в концлагере и откровенное бедствование в послевоенные годы. Хотя начальный этап ее жизни был совершенно другим. Вера Готлибе Анна фон Лендорф, а именно такое имя было присвоено ей при рождении, появилась на свет 14 мая 1939 года в семье состоятельного прусского аристократа, потомственного офицера германской армии графа Генриха фон Лендорф-Штайнорта. Как и абсолютное большинство прусской аристократии, он был не в восторге от воцарившего в Германии нацизма, однако и не сопротивлялся его приходу.




Photo Johnny Moncada

Первые годы жизни девочки прошли в семейном замке, в котором министр иностранных дел Иоахим фон Риббентроп время от времени устраивал совещания. Кроме того, неподалеку была обустроена секретная ставка Гитлера «Вольфшанце» («Волчье логово»). Эти факты сами по себе говорят, что граф фон Лендорф-Штайнорт пользовался серьезным доверием фашистского руководства. Как сложилась бы судьба девочки, сохрани ее отец это доверие и дальше, неизвестно. Однако жизнь внесла свои коррективы.




Veruschka Von Lehndorff
Vogue 1962 – 1964
Photo Johnny Moncada

Граф Генрих фон Лендорф примкнул к заговорщикам, организовавшим летом 1944 покушение на Гитлера. Считается, что свое мнение о нацистах он кардинально поменял, увидев, как те убивают еврейских детей. Покушение оказалось неудачным, и все бунтовщики подверглись жестоким репрессиям. Граф Генрих фон Лендорф-Штайнорт в сентябре 1944 года предстал перед судом и 18 сентября того же года был казнен в берлинской тюрьме Плётцензее.




Поскольку всю семью, включая дедушку и бабушку Веры, объявили государственными преступниками, их арестовали, а владения конфисковали. Вера с сёстрами оказалась в концлагере Бад Сакса, где им сменили фамилии. Девочке пришлось обучаться в тринадцати школах, включая Вальдорфский институт, женский монастырь и деревенскую школу. Ей повезло: она не погибла и дожила до освобождения, принесенного союзными войсками. Однако о возвращении домой речи быть не могло: Германия была разделена на зоны оккупации, а ее родина - Восточная Пруссия - стала частью СССР.




Девочка подросла и увлеклась живописью. Художественное искусство изучала сначала в Гамбурге, в училище, которое готовило художников по ткани для текстильных комбинатов, а потом уехала во Флоренцию, чтобы обучаться рисованию. И именно там произошло событие, полностью изменившее ее жизнь: девушка познакомилась с Уго Муласом – успешным фотографом, который был известен как портретист и сотрудник модных журналов. Впервые увидев Веру, Мулас испытал настоящий шок: общаясь с друзьями на лестнице дворца Уффици, он увидел спускающуюся арийскую богиню, с гибким телом змеи и копной волос цвета спелой пшеницы. Итогом этой встречи становится предложение со стороны Мулоса попробовать себя в роли модели. Вскоре Вера появилась на обложке журнала Constanze.




Из солнечной Италии девушка перебралась в Париж, однако ни она, ни ее фото не вызвали там бурного восторга. Французская богема не оценила долговязую немку, рост которой составлял 186 см. В Париже Вера познакомилась с Эйлин Форд, главой американского модельного агентства Ford Models, которая поманила ее продолжить карьеру в Нью-Йорке: «Мы в Америке любим все, ну, вы понимаете, большое». Золушка поверила фее и в 1961 году купила билет на трансатлантический рейс. К слову сказать, матери девушки пришлось продать чайник с фамильным вензелем из саксонского сервиза, чтобы выслать Вере деньги на билет. Однако Эйлин повела себя совершенно неожиданно: «В Нью-Йорке Эйлин сделала вид, что впервые меня видит», - признается затем Верушка в одном из интервью.




Чтобы обратить на себя внимание, Вера сделала решительный шаг: она, прусская аристократка, назвала себя русской, придумала псевдоним Верушка и стала носить одежду черного цвета. Вскоре поползли слухи, будто она на является русским агентом, сменившим пол.

Из воспоминаний Веры фон Лендорф:

«Псевдоним Верушка - это бизнес. Чистый бизнес! Долговязой молодой немке с именем Вера делать в фэшн-тусовке было нечего».

«Я решила превратиться в совершенно другого человека. И получить от этого удовольствие. Я стала изобретать этого нового человека - я решила стать Верушкой. Верушкой меня звали в детстве. Это значит «маленькая Вера». А поскольку я всегда была слишком высокой, я подумала, что будет забавно называться Маленькой Верой. И здорово было иметь русское имя, потому что я ведь и сама была с Востока».





Она с головы до ног одевалась в черное - надо помнить, что тогда черный еще не стал модной униформой, девушки носили цветное. Она надевала огромную шляпу на распущенные светлые волосы. Она двигалась как будто в замедленной съемке и говорила с фотографами небрежно, со своим «славянским акцентом»: «Привет, я увидела ваши картинки в Vogue и подумала, что было бы любопытно, если бы вы меня сняли».

Фотографы ежедневно видят сотни девушек. Значит, моя девушка, моя Верушка, должна была сразу отличаться от всех прочих. Я выглядела так странно и вела себя так дерзко, что даже великий Ирвин Пенн робко спросил: «Вы были бы не против примерить несколько платьев для Vogue?» И вскоре уже все хотели со мной работать.




Veruschka Von Lehndorff
Vogue 1962 – 1964
Photo Johnny Moncada

Тем не менее карьера модели в США у нее не сложилась. Девушка возвращается в Европу, в Мюнхен, и через некоторое время производит фурор, снявшись в пятиминутном эпизоде в фильме Микеланджело Антониони «Фотоувеличение».




1994

В 1963 году в Риме Верушка познакомилась с фотографом Vogue Франко Рубартелли, который сделал её своей музой. Знакомство переросло в долгое сотрудничество и роман - Верушка несколько лет прожила с гениальным и взрывным итальянцем в Риме. Они выбирали одежду, искали экзотические места для съемок и отправлялись туда вдвоем - без стилистов, ассистентов, визажистов и парикмахеров.

Самой знаковой за все время их сотрудничества стала фотосессия в пустыне Аризоны, сделанная в 1968 году. Кадр, на котором Верушка закутана в кокон, стал культовым, настоящей классикой фотоискусства.




VOGUE US, 1968. Фото: Франко Рубартелли

Верушка все делала сама, творила свой образ и свой спектакль, а модные редакторы полностью ей доверяли. Так она работала не только с Рубартелли, но и с Ричардом ­Аведоном, Питером Бирдом и Ирвином Пенном.




Фото: Джонни Монкада. Сардиния, 1964
Vogue 1962 – 1964

В середине 1960-х Верушка пользовалась невероятной популярностью, зарабатывая до 10 тысяч долларов в день. Она стала крупнейшей моделью своего времени, крупнейшей во многих смыслах: она была не только самой высокой из всех топ-моделей того времени (186 см), но и самой титулованной.




‘Veruschka – Poesia di una Donna’, 1970
Franco Rubartelli

Успешная карьера модели продолжалась до 1975 года, когда после ссоры с новым редактором журнала «Vogue» Грейс Мирабеллой Верушка решила покинуть мир моды. Предметом ссоры послужило желание редактора кардинально изменить имидж модели, сделав его более доступным для большинства женщин. Высокая аристократичная немка не только не вписывалась в новый идеал красоты по-американски, но и не собиралась меняться. «Ищите для этого другую дурочку», - ответила модель на просьбу изменить прическу на актуальное в то время каре. И «Vogue», конечно же, нашел.




by Peter Lindbergh

Думаю, Верушка вошла в конфликт с самой эпохой семидесятых - прозаичной, буржуазной, приземленной. Новому времени не нужны были инопланетянки. Верушка занималась фотопроектами, перформансами, снималась в кино, преображалась в мужчин, создавала инсталляции. И фанатично увлеклась боди-артом, которым заинтересовалась, еще работая моделью, - на съемках в Африке с Питером Бирдом она маскировала свое тело то под диких животных, то под экзотические растения, используя вместо краски ваксу для ботинок.




Photo Art Kane 1963

Только через 10 лет, в 1985 году, Верушка возвращается и принимает участие в шоу боди-арта в Трайбеке. На ее теле вновь переплетались самые разнообразные образы.

В 80-х ее эксцентричные сессии с фотографами-авангардистами, где она прикидывалась то булыжником, то ржавой трубой, то облупленным куском стены, начали скупать галереи современного искусства. Верушка стала снова время от времени принимать участие в показах в качестве приглашенной модели.




Photo Bert Stern – Veruschka 1970

В 90-х она сняла видеоарт «Зад Будды», где трансформировалась в нью-йоркского бомжа. Распластавшаяся в луже, смешавшаяся с мусором, пеплом и городской грязью, Верушка застыла в кадре безмятежным трупом, уснувшим в нирване из отходов американского консюмеризма. Несколько лет спустя, через два месяца после 11 сентября, бомж-трансформацию супермодели была показана вместе с пророческой инсталляцией «Нью-Йорк в огне». В 2000 году Верушка появилась на Мельбурнском Фестивале Моды, который проходил в Австралии.




Уйдя из моды, Верушка стала работать с немецким художником Хольгером Трюльшем, на долгие годы ставшим ее личным и профессиональным партнером. Ей приписывают множество романов - с Аль Пачино, Джеком Николсоном, Дастином Хоффманом, Питером Фондой, Уорреном Битти. Но если они и были, то быстро обрывались.

Главными мужчинами в ее жизни становились только те, с кем ее связывала работа, творческое содружество. С Рубартелли она прожила пять лет - он буквально замучил ее своей патологической ревностью и жарким мачизмом. С Трюльшем оставалась куда дольше - и до сих пор сохранила отличные отношения, каждый день беседует с ним по телефону. Последним спутником стал ее ассистент, художник и музыкант из ГДР Миша Вашке, который был на тридцать лет ее моложе и который несколько лет назад оставил ее ради юной русской девушки.




Photo Franco Rubartelli

Своих детей Верушка так и не завела, хотя говорит, что обожает детей, а они ее.

Верушка сумела благополучно растратить все свое состояние и в настоящий момент живет вместе с восемью кошками в квартире в Бруклине, США, с видом на живописную свалку.




Photo Franco Rubartelli 1969

Верушка практически полностью отошла от дел, сосредоточившись на искусстве. Она изредка участвует в модных дефиле как приглашённая звезда. Ей посвятили коллекции Карл Лагерфельд, Майкл Корс, Хельмут Ланг и Пако Рабанн, известный косметический бренд «MAC» даже выпустил губную помаду Veruschka, а поп-группа «Suedes» поместила ее фото на обложку своего альбома.

Многие считают ее одной из трех - после Лени Рифеншталь и Марлен Дитрих - великих немок ХХ столетия.




Photo Franco Rubartelli


Photo Johnny Moncada


Veruschka splashing in the ocean, American Vogue Brazil 1968
Photo Franco Rubartelli


Veruschka Von Lehndorff
Vogue 1962 – 1964
Photo Johnny Moncada


Veruschka Von Lehndorff
Vogue 1962 – 1964


Veruschka Von Lehndorff
Lying in a hammock
Photo Franco Rubartelli


Санто Доминго 1968
Photo Franco Rubartelli


Portrait of German countess and fashion model Veruschka wearing a headscarf, Rio de Janeiro, Brazil, September 1967


Veruschka Von Lehndorff
Vogue 1962 – 1964
Photo Johnny Moncada


Veruschka Von Lehndorff
Vogue 1962 – 1964
Photo Johnny Moncada


Veruschka Von Lehndorff
Vogue 1962 – 1964
Photo Johnny Moncada


Veruschka Von Lehndorff
Vogue 1962 – 1964


Veruschka Von Lehndorff
Vogue 1962 – 1964


Veruschka Von Lehndorff
Photo Johnny Moncada


Veruschka Von Lehndorff
Photo Peter Lindbergh


Photographer Franco Rubartelli shoots a self portrait with Veruschka
ca January 1968


Veruschka Von Lehndorff
Franco Rubartelli
May 1970


Giorgio di Sant’Angelo styling Veruschka for photo shoot 1968
Photo Franco Rubartelli


Верушка с Сальвадором Дали


Veruschka DW Kultur Berlin


Veruschka Von Lehndorff
Photo Franco Rubartelli 1966


Veruschka Von Lehndorff
Photo Franco Rubartelli 1968


Photographer Horst P. Horst, Mellen juxtaposed Veruschka Von Lehndorff with George Segal’s Walking Man at Sidney Janis Gallery, 1966


Veruschka with a few fake freckles wearing a short blond wig holding a baby doe
Photo Franco Rubartelli 1967


Veruschka Von Lehndorff


Head and shoulder shot of model Veruschka looking into the camera wearing Sant’ Angelo collar 1968
Photo Franco Rubartelli


Photo Franco Rubartelli 1970


Franco Rubartelli, Vogue, April 1967


Verushka reclining in the red arizona desert in a brown double belted knit dress with a gold chain-link medallion belt by lotte worn with a wide brimmed


Veruschka And David Hemmings In Blow Up, 1966

Я превратилась в фаната­ Верушки с того момен­та,­ как она вплыла в кадр антониониевского «Фо­­тоувеличения» со слова­ми: «А вот и я». Ее царственное явление изменило моду. Но к моде, особенно современной, Верушка относится­ почти враждебно. Обижается, когда ее по старой памяти называют моделью. Еще больше обижается, когда называют первой супермоделью. Хотя, казалось бы, никому этот титул не подходит больше, чем ей, с ее невероятным для шестидесятых ростом, сорок третьим размером ноги, инопланетной андрогинностью и отрешенным меланхоличным взглядом.

Нынешняя Верушка предпочитает называть себя художником. И между модой и искусством возводит настоящую Берлинскую стену. Именно в Восточном Берлине она и живет, вернувшись на родину после многих лет, проведенных в Италии, Лондоне, Париже и Америке. И именно здесь она наконец согласилась со мной встретиться.

Я жду ее в баре Hotel de Rome. За свою журналистскую жизнь я брала сотни интервью, но, наверное, никогда так не волновалась. И не только потому, что я ее люблю. Просто я знаю, что ей сейчас семьдесят три года. А я больше всего на свете боюсь того, что время делает с красотой.

Когда она входит в бар, мне на минуту кажется, что ей не больше тридцати пяти. Она такая же грациозная, такая же величественная, такая же породистая, как и сорок лет назад. Распущенные седые волосы, бандана на голове, военные штаны хаки, тяжелые ботинки, серая шифоновая блузка, надетая поверх черной майки, на груди - крохотные темные очки на цепочке. Я жадно разглядываю ее лицо вблизи и вижу на нем все следы времени и ни одного следа пластического хирурга. Но у нее все те же высокие скулы, невероятный по красоте костяк лица и сияющие светлые глаза. В ней столько жизни, что о работе времени, а значит, и о работе смерти, просто перестаешь думать.

На улице жаркий солнечный день, и ей не хочется сидеть в темном баре. «Пойдемте на крышу, там так красиво», - говорит она низким хриплым голосом с сильным немецким акцентом. На крыше она заказывает апфельшприц и немедленно начинает кормить печеньем воробьев. Птицы слетаются к ней маленькой стайкой, почувствовав не столько поживу, сколько родственную душу - Верушка фанатично любит всяческую живность. Котов, собак, воробьев... Мне всегда казалось, что Верушка сама похожа на экзотическое животное. Она двигалась в плавной и развинченной кошачьей манере, она любила раскрашивать свое тело под пантеру или тигрицу, она взмахивала длиннющими руками, как крыльями. Так бы, наверное, в наши дни одевалась и выглядела Айседора Дункан. Когда я говорю ей об этом, она смеется грудным смехом:

А ведь я мечтала быть танцовщицей. Ходила в балетный класс, но в четырнадцать лет была уже такая высокая, как сейчас. Когда дошли до пуантов, стало ясно, что с такими ступнями и с таким ростом балетная карьера невозможна. Но я и на съемках старалась как-то особенно двигаться. Всегда хотела быть другой, необычной. В каждом образе, в каждой роли, в каждой картинке. Понимаете?

Прекрасно понимаю. Вся ее жизнь и вся ее карьера - изобретение себя другой. Графиня Вера Готлиб Анна фон Лендорф, родившаяся в богатой прусской семье в Кенигсберге, дочь офицера, повешенного в сентябре 1944 года за участие в антигитлеровском заговоре. Маленькая девочка, отправленная с матерью и сестрами в концентрационный лагерь. Долговязый подросток, сменившая тринадцать школ и преследуемая демонами прошлого. Хорошенькая белокурая ученица немецкого текстильного института. Студентка флорентийской арт-школы, которую однажды увидел на улице фотограф Уго Милас. Начинающая и не самая успешная модель, выпадающая из всех модельных стереотипов того времени. И наконец, совсем новая женщина, похожая на Барби, присланную из туманности Андромеды, со странным именем Верушка и не менее странной легендой.

Я уже работала моделью, но все говорили, что я слишком долговязая. В Париже меня увидела Айлин Форд, директор знаменитого американского модельного агентства: «Приезжай в Америку, там любят таких высоких блондинок». Я послушалась, приехала в Нью-Йорк, позвонила ей из отеля: «Я та самая высокая девушка из Парижа». А она ответила: «Я вас не помню». Я провела в Америке несколько месяцев, потом вернулась в Европу и решила: «Надо сделать так, чтобы меня запоминали - сразу и навсегда. Надо кого-то изобрести». И так родилась Верушка.

А почему Верушка?

Это ведь по-русски - маленькая Вера, да? Я решила стать русской. Подумала, это смешно - быть такой длинной и называться маленькой.

Когда Вера стала Верушкой, в разгаре была холодная война, и все, что было связано с Россией, казалось опасным и загадочным. Из знаменитых русских на Западе жил тогда Нуреев - его появление было настоящей сенсацией, художественной и политической. А Верушка стала единственной девушкой из собирательной Восточной Европы.

Неужели вы выдавали себя за русскую?

Нет, я неопределенно отвечала, что жила на границе. В сущности это правда: я ведь родилась в Кенигсберге - как бы между Россией, Польшей и Германией. Но я боялась прямо говорить, что я русская. Боялась, что я встречу кого-то, кто говорит по-русски, и буду разоблачена. Эта моя уклончивость в деталях биографии сыграла мне на руку, создала такую загадочную ауру. Это было так здорово - придумать другого человека и играть в этого другого. Да еще с таким успехом.

В первый ее приезд в Нью-Йорк никто не запомнил немецкую фройляйн по имени Вера. Верушку запомнили все. Она с головы до ног одевалась в черное - надо помнить, что тогда черный еще не стал модной униформой, девушки носили цветное. Она надевала огромную шляпу на распущенные светлые волосы. Она двигалась как будто в замедленной съемке и говорила с фотографами небрежно, со своим «славянским акцентом»: «Привет, я увидела ваши картинки в Vogue и подумала, что было бы любопытно, если бы вы меня сняли».

Фотографы ежедневно видят сотни девушек. Значит, моя девушка, моя Верушка, должна была сразу отличаться от всех прочих. Я выглядела так странно и вела себя так дерзко, что даже великий Ирвин Пенн робко спросил: «Вы были бы не против примерить несколько платьев для Vogue?» И вскоре уже все хотели со мной работать.

Верушка стала сенсацией модного мира и любимой моделью Дианы Вриланд, тогдашнего главного редактора Vogue. Вриланд, ненавидящая все буржуазное и ординарное, влюбилась и в ее экзотическую внешность, и в ее меланхолию, и в ее легенду. Вспоминая Вриланд, Верушка забавно имитирует, как та тянула гласные, когда произносила свое неизменное: It is so-o-o bo-o-oring.

Диана больше всего на свете боялась скучного. Всегда была в экзальтации и хотела, чтобы все вокруг тоже были в экзальтации. Я могла позвонить ей посреди ночи и рассказать, что мне пришла идея такой-то съемки в Китае. И она отвечала: «Потрясающе! Сделай это!» Она никогда не говорила: это сложно, проблематично, дорого и так далее. Если идея ей нравилась, то она делала все, чтобы ее осуществить. А я довольно быстро поняла, что мне недостаточно просто демонстрировать одежду, мне в фотографии нужна идея, смысл. Ведь что получается? Фотография - такая, как хочет фотограф. Одежда - такая, как хочет стилист. Ну а я-то что делаю? И мне повезло, что Вриланд подсказала мне фотографа, вместе с которым я могла бы творить сама.

Вриланд познакомила ее с Франко Рубартелли. Знакомство переросло в долгое сотрудничество и роман - Верушка несколько лет прожила с гениальным и взрывным итальянцем в Риме. Они выбирали одежду, искали экзотические места для съемок и отправлялись туда вдвоем - без стилистов, ассистентов, визажистов и парикмахеров. Верушка все делала сама, творила свой образ и свой спектакль, а модные редакторы полностью ей доверяли. Так она работала не только с Рубартелли, но и с Ричардом ­Аведоном, Питером Бирдом и Ирвином Пенном.

Сейчас ведь все не так, правда? - несколько раз спрашивает она. - Девушки не влияют больше на процесс, они куклы в руках целой команды стилистов. Я бы так не смогла, у меня была свобода. Если я что-то делаю, я должна творить сама. И в этом должен быть смысл. С модой покончено. Я занимаюсь искусством.

Вы несправедливы к моде, ведь мода и создала Верушку. А вы потом с этим мифом играли и работали.

Я стала слишком знаменита в моде, и это сыграло роковую роль. Тогда на моду смотрели как на что-то легкомысленное, развлекате­льное. Сейчас времена постепенно меняются, ­модельеры делают арт-проекты, выставляются в музеях. Но тогда! Когда я занялась искусством, никто меня не воспринимал всерьез, все просто смеялись: «А, та самая Верушка из «Фотоувеличения»!»

Уход Верушки из моды многие объясняют конфликтом с Грейс Мирабеллой, пришедшей в 1971 году на мес­то Дианы Вриланд в американский Vogue. Та требовала от ­Верушки укоротить длинные волосы, смотреть в камеру (Верушка часто смотрела «мимо») и призывно улыбаться, чтобы быть понятней и ближе читательницам.

Думаю, Верушка вошла в конфликт с самой эпохой семидесятых - прозаичной, буржуазной, приземленной. Новому времени не нужны были инопланетянки. Верушка занималась фотопроектами, перформансами, снималась в кино, преображалась в мужчин, создавала инсталляции. И фанатично увлеклась боди-артом, которым заинтересовалась, еще работая моделью, - на съемках в Африке с Питером Бирдом она маскировала свое тело то под диких животных, то под экзотические растения, используя вместо краски ваксу для ботинок.

Я уже тогда хотела как бы выйти из человеческого­ обличья. Не просто надеть или сменить одежду, но сме­нить кожу.

Уйдя из моды, Верушка стала работать с немецким художником Хольгером Трюльшем, на долгие годы ставшим ее личным и профессиональным партнером. Ей приписывают множество романов - с Аль Пачино, Джеком Николсоном, Дастином Хоффманом, Питером Фондой, Уорреном Битти. Но если они и были, то быстро обрывались.

Главными мужчинами в ее жизни становились только те, с кем ее связывала работа, творческое содружество. С Рубартелли она прожила пять лет - он буквально замучил ее своей патологической ревностью и жарким мачизмом. С Трюльшем оставалась куда дольше - и до сих пор сохранила отличные отношения, каждый день беседует с ним по телефону. Последним спутником стал ее ассистент, художник и музыкант из ГДР Миша Вашке, который был на тридцать лет ее моложе и который несколько лет назад оставил ее ради юной русской девушки.

Своих детей Верушка так и не завела, хотя говорит, что обожает детей, а они ее.

Я для них как женщина-фантазия из сказки. И во мне самой много детского, я жизнь до сих пор воспринимаю как игру.

Вы живете одна?

Ну да, со своими котами. Это мой выбор - жить одной. День принадлежит только мне, я совершенно свободна. Это хорошо для креативности. Хотя я обожаю чувство влюбленности. А вы разве нет? Вы видите, этот воробей хочет поклевать мое печенье? Я размочу печенье в вашем чае, чтобы ему было полегче, ладно?

Про этих воробьев и про своих котов она говорит с такой нежностью, с которой другие говорят о детях (в Нью-Йорке котов было десять, в Берлине - всего три). Из-за них она отказывается от многих поездок - боится, покормит ли их вовремя соседка. Верушка - вегетарианка и осуждает себя за тот знаменитый снимок для Vogue на сафари, где она, одетая в Yves Saint Laurent, стоит с винтовкой в руках, как гордая белая охотница-колонизатор.

Денег за свою модельную карьеру, она, кстати, так и не заработала - после интервью повезла меня показать свою квартиру на улице Бизе, довольно скромную.

Про меня говорили, что я зарабатывала миллионы. Ерунда! Деньги никогда для меня много не значили. А Рубартелли и вовсе уговорил меня, чтобы все деньги шли на его счет. Я не была похожа на тех девушек, которые сделали на модельной карьере целое состояние. Вроде Линды Евангелисты или Клаудии Шиффер. Я всегда была прежде всего художником. Снималась в основном для Vogue, рекламных кампаний сделала всего четыре или пять. Да и платили тогда за это не так уж много.

В разговорах с Верушкой про моду я чувствую незажившую рану, старую обиду. О моделях она говорит со странной смесью ревности и жалости. Ее расстраивает, что по подиумам они ходят как роботы, никак не общаясь с публикой («В наше время было не так!»). Ее пугает их ненормальная худоба («Я тоже была худая в «Фотоувеличении», но это потому, что я перед съемками переболела дизентерией»). Ей неприятно депрессивное настроение, которое так часто чувствуется в современных фотосессиях («У меня всегда была такая смесь меланхолии и едва заметной улыбки»). Ее отвращает то, что цифровые спецэффекты способны убить индивидуальность и всех превратить в красавиц с одинаково безупречными лицами и телами («Мы вообще не знали, что такое ретушь, все было по-честному!»).

Еще одна болезненная тема - плагиат. Верушка глу­боко обижается, когда видит, как бесстыдно другие используют идеи и приемы, которые рождались в муках и многолетних поисках. Эн­­ни Лейбовиц, с которой Верушка была хорошо знакома, сделала свой знаменитый снимок Деми Мур в мужском костюме, на­рисованном на голом теле, вдохновившись похожими работами Верушки и Трюльша. Мик Джаггер в своем видео использовал прием, когда девушка отделяется от стены - точно так же, как это делала Верушка в «Трансфигурациях». И даже Синди Шерман с ее перевоплощениями в раз­ных персонажей явно работает в стиле верушкинской серии автопортретов, где Верушка оборачивается то Гретой Гарбо, то Марлен Дитрих, то бомжом, то трофейной женой.

Я пытаюсь ей объяснить, что в современном мире граница между плагиатом и вдохновением стала совсем тонкой.

И наконец, еще один мучительный вопрос, которым одержима современная культура. Юность и старость. То, о чем я думала, дожидаясь Верушку в баре и готовясь к тому, что мне придется наблюдать разрушение абсолютной красоты. Но моя зацикленность на этом кажется ей обидной и абсурдной.

Все одержимы идеей молодости. На каждой баночке с кремом написано anti-age. Но я не хочу быть против возраста, я не хочу с ним и с природой сражаться. Это неправильно, потому что это вгоняет людей в панику, они начинают молодиться, делать операции. А я считаю, что поздняя красота - самая интересная. В юности мы все хорошенькие, но это естественная прелесть молодости. А вот потом мы становимся красивыми.

Она по-прежнему работает над несколькими арт-проектами одновременно - и видеофильмы, и фотографии, и трансформации. Последняя страсть - картины, которые она создает из пепла.

Сегодня мы хотим познакомить вас с одной из самых знаменитых и успешных моделей прошлого века, чьи фотоснимки смело могут претендовать на звание “произведение искусства”.

Верушка - стройная аристократичная немецкая красавица, которая в 60-е просто взорвала модельный бизнес и стала настоящей легендой своего времени: она сама называла фотографам цену за фотосет с ней, и они в буквальном смысле выстраивались в очередь, чтобы поработать с моделью.

Верушке в свое время очень помогла главный редактор американского журнала Vogue Диана Вриланд (которая также открыла миру Твигги). Именно благодаря Вриланд у модели был штатный стилист, и никогда не заканчивались предложения от изданий и фотографов. Однако в самом начале карьеры столь фактурную девушку как Верушка менеджеры модельных агентств продвигать попросту отказывались, считая ее слишком худой, высокой и угловатой.

Как графиня фон Лендорф стала супермоделью

Графиня Вера Готлиб Анна фон Лендорф по праву рождения могла бы наслаждаться праздной светской жизнью высшего общества Германии, если бы родилась лет на 20-30 раньше. Но, увы, девочка появилась на свет в страшное время: шел 1939 год, фашизм в Германии распространялся так же быстро, как чума в Англии 17 века. Отец Веры, граф Генрих фон Лендорф-Штайнорт, лейтенант запаса Вермахта, состоял в списке тех, кто был против политики Гитлера. Разумеется, впоследствии это отразилось на жизни всей семьи фон Лендорф: в 1944 году графа обвинили в участии в заговоре с целью убийства Гитлера. Генрих был казнен, его имущество, в том числе и родовой замок, конфискованы, а супруга и дочери отправлены в фашистский концлагерь.

После заключения Вера с матерью и сестрами некоторое время были вынуждены скитаться по домам дальних родственников и знакомых. За детство и юность девлчки сменили не менее 10-ти школ. Повзрослев, будущая модель решила всерьез отдаться своей главной страсти - рисованию: она поступила вХудожественную школу Гамбурга.

Когда Вере исполнилось 18, девушка отправилась на лето во Флоренцию: она бродила по живописному городу и делала свои зарисовки. Именно там ее заметил знаменитый фотограф Уго Мулас. Он предложил девушке попробовать себя в качестве модели, и она не отказалась.

Позже именно с подачи Уго Вера поехала покорять Париж, который, к сожалению, встретил ее враждебно. На кастингах Вера получала отказ за отказом, но пережитые в детстве трудности достаточно закалили характер девушки, и она не собиралась сдаваться так просто.

Чтобы стать уникальной, запоминающейся, Вера часами тренировала плавную расслабленную походку, которая впоследствии станет ее фирменной “фишкой”. Не позволяла себе робеть даже перед известными “боссами” модельного бизнеса и всегда держалась немного нагло. Также девушка придумала себе псевдоним - уменьшительно-ласкательное “Верушка”, что звучало довольно странно, учитывая ее высокий рост. И ее старания не прошли даром: вскоре Верушку, заключившую выгодный контракт с самым лучшим модельным агентством своего времени Ford Models (США), знал весь мир.

Ее считали странной, необычной, заносчивой, но на фотоснимках Верушка выглядела как ожившая богиня, и заказчики готовы были платить за эти фотошедевры баснословные деньги.

Верушка сегодня

Съемки в кино, головокружительная модельная карьера и толпы поклонников - все это Верушка легко променяла на тихую жизнь в бруклинской квартирке, где помимо нее, сегодня живут 8 кошек. Она ушла из модельного бизнеса в 1975 году в 36 лет. Тогда известная модель решила посвятить себя рисованию и отточить мастерство фотографа. В “моде”, по заверению самой женщины, она окончательно разочаровалась.

Верушка (Veruschka) – известная модель и актриса эпохи 60-ых. Вера Готлиб Анна фон Лендорф – полное имя прусской графини, которой было суждено войти в историю как первая немецкая супермодель. Родилась она 14 мая 1939 года в Кёнигсберге, Восточная Пруссия (нынешний российский Калининград). Семья Лендорф проживала в огромном особняке, принадлежавшем этой знатной фамилии не одно поколение. Роскошь была неотъемлемым атрибутом их статуса, однако Вера не успела сполна ощутить ее на себе. Ее отец – граф Генрих фон Лендорф-Штайнорт, столкнувшись с гитлеровскими бесчинствами лицом к лицу, примыкает к Движению Сопротивления нацистскому режиму Германии. После неудачного покушения на фюрера, в котором отец Веры принимает непосредственное участие, 4 сентября 1944 года его казнили, а девочка с семьей была отправлена в трудовые лагеря, где и находилась до конца войны.

После окончания школы Вера поступает в гамбургское училище, готовившее художников по ткани для текстильных комбинатов. Вот только обстановка учебного заведения оказывается слишком суровой для девушки, привыкшей к роскоши, и она сбегает во Флоренцию, чтобы обучаться рисованию.

В конце 50-х блондинки в Италии пользовались бешеным успехом. Как вспоминает сама Вера, люди бросали работу, только чтобы поглазеть на них. Ей же тогда хотелось придумать образ такой девушки, увидев которую однажды, будет невозможно забыть ее никогда.

Именно в то время она знакомится с Уго Муласом – фотографом, известным как успешный портретист и уличный фотограф. Мулас, увидев Веру впервые, испытывает настоящий шок: он общался с друзьями на лестнице дворца Уффици, когда на встречу ему спустилась арийская богиня, с гибким телом змеи и копной волос цвета спелой пшеницы. Итогом этой встречи становится предложение со стороны Мулоса попробовать себя в роли модели.

Девушка привозит свое первое портфолио в Париж, однако ни она, ни ее фото не вызывают там бурного восторга. Французские эстеты, оценив долговязую немку (ее рост составлял 180 см), отправляют ее в Штаты, где длинные ноги были в большом почете. Матери девушки пришлось тогда продать чайник с фамильным вензелем из саксонского сервиза, чтобы выслать Вере деньги на билет.

В Нью-Йорке образца 1961 года девушка встречает перед дверьми агентств сотни моделей, буквально наступающие друг другу на пятки. В общем, «штаты» тоже не приняли Веру, и она раздосадованная возвратилась в Европу. В том же году, в Мюнхене, появляется абсолютно новая личность. Вера выдает себя за таинственную русскую дикарку, отбрасывает приставку «фон» и берет псевдоним «Верушка», с ударением на второй слог, справедливо полагая, что долговязой немке с именем Вера делать в фэшн-тусовке нечего. Ведь с ее прошлым (фашистские концлагеря и аристократическое происхождение) было нереально стать супермоделью в эпоху «happy sixties». Создав себе такую легенду, Верушка закладывает неплохой фундамент для своего успеха и всемирной известности.

Закрепиться в модельном бизнесе и стать лицом новой эпохи Верушке помогли несколько судьбоносных имен. Одно из них – Диана Вриланд – главный редактор американского журнала Vogue. Именно она увидела в девушке, которую не смогли сломить заскорузлые европейские ценители красоты, представителя новой концепции фотомодели. Она предоставила Верушке полный карт-бланш – постоянного стилиста и толпу фотографов, которые записывались на фотосессию за месяц вперед. Результатом их совместных усилий становятся одиннадцать обложек Vogue, которые впоследствии вошли в золотой фонд журнала.

С появлением Верушки на модном Олимпе, в фотостудиях навсегда поселяется новый образ модели: это бесстрастный манекен, прилетевший на Землю по заданию марсиан и меланхолично взирающий на остальных людей с обложек глянцевых изданий. Закреплению нового образа способствовал и Сальвадор Дали собственной персоной. В 1966 году этот постаревший сюрреалист устраивает эксцентричную акцию, задействовав в ней голую модель, облитую пеной для бритья из новомодных баллончиков. После этого представления в Верушке увидели некое сверхъестественное существ умеющее превращаться во что угодно. С легкой руки Дали, Верушка становится ярой поклонницей боди-арта и телесных трансформаций. В течение следующих десяти лет она с неутомимым энтузиазмом будет раскрашивать себя в экзотических зверей, гангстеров, бомжей, голливудских звезд, растения, камни, облака, ядовитых гусениц и не только.

В этот же период Верушка снимается в пятиминутном эпизоде культового фильма Микеланджело Антониони «Фотоувеличение». В нем она играет фотомодель, соблазняющую героя Дэвида Хеммингса. Несмотря на то, что девушка произносит одну единственную фразу, а в титрах переврали ее имя, Верушку ждал оглушительный успех. Кадры с фотомоделью, лежащей на ковре, признают лучшей эротической сценой года. Твигги (тоже известная модель того времени), не приглашенная в фильм, кусает локти в приступе зависти.

Среди ухажеров Верушки были замечен Джек Николсон и Дастин Хоффман, однако на ее фоне мужчины среднего роста смотрелись невнятно и неубедительно. Лишь рядом с Питером Фондом, с которым у Верушки был бурный роман, с его 190 см супермодель выглядела подчеркнуто женственно.

На пике популярности Верушка зарабатывает по 10 тыс. долларов в день. Успешная карьера модели продолжается до 1975 года, пока она не поссорится с новым редактором журнала «Vogue» Грейс Мирабеллой. Предмет этой ссоры – желание редактора кардинально изменить имидж модели, сделав его более доступным для большинства женщин. После того инцидента Верушка решает покинуть мир моды. Только через 10 лет, в 1985 году, модель возвращается, приняв участие в шоу боди-арта в Трайбеке. На ее теле вновь переплетались самые разнообразные образы.

После этого Верушка стала снова время от времени принимать участие в показах в качестве приглашенной модели. Так, например, она появилась на Мельбурнском Фестивале Моды, который проходил в Австарлии в 2000 году. В настоящее время супермодель живет в Бруклине, США.

Немецкая супермодель и настоящая икона стиля 60-ых годов Верушка стала первой моделью мирового уровня, которая могла ставить свои условия заказчикам и давать советы знаменитым фотографам во время своих фотосессий. Ее высокий рост, миловидное личико и белокурые локоны проложили ей дорогу в суровый, но такой манящий, мир модельного бизнеса, который она с легкостью покорила. Почему же сейчас 79-летняя экс-супермодель живет как отшельница в компании восьми кошек?

Графиня фон Лендорф

Будущая супермодель родилась 14 мая 1939 года в Кёнигсберге. Она действительно является чистокровной графиней. Фон Лендорфы жили в огромном родовом поместье Мауэрзее в Восточной Пруссии (сейчас Калининград). Несколько веков подряд эти земли принадлежали семье модели. Побыть в роли графини и ощутить на себе всю прелесть чистокровного происхождения Вера не успела. Через несколько месяцев после ее рождения началась Вторая Мировая война. Ее отец стал офицером верхмата. Семья Веры была тесно знакома с Адольфом Гитлером. Он даже приезжал к ним в поместье и снимал в нем документальные фильмы. Однако, отец Веры играл на два фронта: за участие в заговоре против Гитлера его казнили. С этого момента жизнь маленькой Веры и ее сестер резко изменилась. Родовое поместье было отобрано, на имущество наложили арест, родственников (включая маленьких детей и стариков) отправили в тюрьму. Вместе с матерью и сестрами она провела несколько месяцев в концлагере. Мать модели, графиня Готтлиб фон Калнайн, с дочерьми была вынуждена бежать. Беглянок сначала приютили дальние родственники, потом друзья семьи. Постоянного дома у Веры не было - она с матерью и сестрами все время переезжали с места на место. Завести друзей у девочки не получалось из-за частой смены школ. Она постоянно убегала из дома в лес, где могла бродить часами. Наедине с природой ей было гораздо комфортнее, чем в общении с людьми.

Шанс

Счастливый случай свел во Флоренции совсем еще юную Веру с модным фотографом Уго Мулас. Будущая звезда приехала на лето в город на воде, чтобы учиться рисовать - Вера была ученицей художественной школы Гамбурга. Страха перед камерой у юной прелестницы совершенно не было, как и не опасалась она незнакомца, который повез ее в Палаццо Питти, чтобы провести первую в ее жизни фотосессию. Вера позировать не умела, но старалась как только могла. Несмотря на юность и отсутствие необходимых для модели навыков, в скором времени у Веры уже было свое портфолио, с которым она полетела покорять Париж.

Первый провал

Во Франции оказалось, что внешность девушки никто востребованной не считает. Несмотря на ее красоту, у нее был слишком высокий для того времени рост (190 см), длинные ступни 43 размера и костлявая фигура. Вера провалила все возможные кастинги.

Надежда на удачу появилась, когда на нее обратила внимание Эйлин Форд, глава одного из крупнейших модельных агентств мира “Ford Models”. Та посоветовала ей попробовать себя в Нью-Йорке, заявив, что в Америке типаж Веры очень любят. Но очередное разочарование ожидало будущую супермодель: по приезду в Штаты она получила отказ от Эйлин и ее агентства.

Рождение супермодели Верушки

После череды отказов и досадных поражений Вера решила измениться. Если модельный мир не принимает ее такой, какой она была раньше, то она станет для него другой. Вера решила стать незабываемой. Она взяла псевдоним “Верушка”. При ее росте уменьшительно-ласкательное “Верушка” звучало забавно.

Новое имя - новая жизнь: Верушка решает создать интригующий образ и выделяться абсолютно во всем. В 60-ые, когда никто не носил черный цвет, она надевает узкое криминально короткое пальто от Givenchy, бархатную шляпку и мягкие замшевые туфли. Девушка учится двигаться плавно и грациозно - по-кошачьи. Новый образ оказался по-настоящему успешным, и Верушка начинает получать один контракт за другим. Вера фон Лендорф - модель, фото которой появлялось на обложке журнала “Vogue” 11 раз!

“Она была похожа на оленя, казалась одновременно неуклюжей и грациозной. Её мать хотела, чтобы я сделала моделью младшую сестру Веры. Она была меньше ростом, волосы у нее были светлее и лицо красивее, и все-таки она не была так великолепна, как Вера. На следующий день Шарлота Марч сделала несколько фотографий, и получилось нечто неслыханное!” — Дориан Ли, первый агент модели.

Настоящей волной популярности бывшую графиню накрыло после эпизодической роли в кино. Эпизод с Верой в фильме “Фотоувеличение” длится всего четыре минуты, но этого вполне хватило, чтобы соблазнительная немецкая красотка покорила сердца зрителей по всему миру. Верушка в родном ей амплуа модели позирует для фотографа в полупрозрачном черном платье. Выглядит это, надо заметить, очень соблазнительно. В конце сцены она устало распластывается на полу. Кинокритики признали этот эпизод самой лучшей эротической сценой года. Соблазнительное фото модели попало на афишу фильма. Верушка стала по-настоящему популярной.

Эксперименты и творчество

Помимо успешной карьеры модели, Вера фон Лендорф занималась и другими проектами. Она питала особую тягу к изобразительному искусству и даже успела посотрудничать с самим Сальвадором Дали! Благодаря их знаменитому перфомансу с пеной для бритья, которую Дали наносил на ее полностью обнаженное тело, Вера поняла, что тело может стать главным инструментом в искусстве. Она первая среди знаменитостей проявила интерес к боди-арту, который еще не набрал популярности в то время. Немецкая модель использовала свое тело как холст или скульптуру. Она могла трансформироваться в животных, известных личностей, в природные объекты. Свои навыки перевоплощения и знаменитую пластику демонстрировать на подиуме ей было больше неинтересно. Супермодель стала художницей и навсегда покинула модельный бизнес. В роли творца Вера чувствовала себя гармоничнее и естественнее. Она наконец нашла тот способ самовыражения, который помог ей раскрыть все ее таланты.

В 90-ые годы бывшая модель представила арт-проект “Автопортреты”, в ходе которого совершила ряд перевоплощений в культовых личностей (среди которых, кстати, были Мэрилин Монро и Грета Гарбо). Выставки фотографий проекта “Автопортреты” проводились после этого неоднократно.

Старость звезды

Несмотря на баснословные гонорары и большое количество поклонников и романов со знаменитыми мужчинами, старость графиня Вера фон Лендорф коротает в обществе кошек. Она по-прежнему пишет картины, активно участвует в культурной жизни Нью-Йорка, но при этом живет в нереспектабельной части города, в Бруклине, в крохотной квартирке с видом на свалку. Разочарованной и несчастной легендарная модель себя вовсе не чувствует: она всегда делала то, что ей нравилось и жила так, как хотела. И все же, странно представлять, что некогда грациозная красивая женщина, которая заставила весь модельный мир встать перед ней на колени, сейчас бедна и одинока.