Система попадания мяча в теннисе. Система определения гола. Как это работает? Вспоминая минувшие дни

Система попадания мяча в теннисе. Система определения гола. Как это работает? Вспоминая минувшие дни
Система попадания мяча в теннисе. Система определения гола. Как это работает? Вспоминая минувшие дни

Международный совет футбольных ассоциаций (IFAB), отвечающий за правила игры, принял решение о введении системы автоматического определения голов (goal-line technology - GLT). Одобрение получили две системы определения взятия ворот, которые будут проходить испытание.

Очередной виток споров вокруг того, что определять взятие ворот следует с помощью высоких технологий, возник после матча группового турнира чемпионата Европы 2012 года между Украиной и Англией. Во втором тайме мяч после удара украинского форварда Марка Девича пересек линию английских ворот , но ни главный арбитр, ни дополнительный судья, ни боковой гола не увидели. Уже после игры венгерский арбитр Виктор Кашшаи, судивший тот матч, свою ошибку признал, однако вряд ли от этого стало легче всем поклонникам украинской сборной.

Впервые разговоры о том, что ФИФА следует идти в ногу со временем, начались во время чемпионата мира 2010 года в ЮАР. В матче 1/8 финала между командами Англии и Германии мяч после дальнего удара полузащитника англичан Фрэнка Лэмпарда рикошетом от перекладины пересек линию ворот и выскочил обратно в поле. Однако арбитр гол не засчитал, а матч завершился победой немецких футболистов (4:1).

Ошибку арбитра видел весь мир, признал ее и глава ФИФА Зепп Блаттер, которому затем пришлось оправдываться и объяснять, почему его организация противится приходу высоких технологий. В пример приводили теннис, гандбол, крикет или регби, где в спорных моментах помогают разбираться новейшие научные достижения. Тогда президент ФИФА заявлял, что все это приведет к длительным остановкам и в итоге отрицательно скажется на зрелищности матчей.

Против высказывался и глава УЕФА Мишель Платини, по словам которого судейские ошибки являются неотъемлемой частью футбола и без них не обойтись. К тому же новые технологии, отметил глава УЕФА, наверняка убьют "человечность" футбола, которая и привлекает к нему болельщиков. Однако Платини решился на введение дополнительных арбитров, которые находятся возле ворот. Но даже это не спасло. Пример незасчитанного гола Девича в ворота сборной Англии показателен. Мяч пересек линию ворот прямо на глазах у дополнительного судьи, но он гола не зафиксировал.

Однако ФИФА все же пришлось прислушаться к критикам и начать подготовку к постепенному внедрению GLT. Были определены критерии, которым должны соответствовать эти самые системы. Во-первых, система должна быть стопроцентно точной, во-вторых, она должна оповестить арбитра о взятии ворот в течение секунды (по мнению ФИФА, длительные остановки погубят игру). В третьих, система определения голов должна работать при любых погодных условиях и при любом освещении (дневном или искусственном).

Еще в августе 2011 года началось тестирование десятка подобных устройств, которое в итоге и завершилось историческим решением IFAB. Чиновники ФИФА остановили свой выбор на двух системах: британской Hawk-Eye и датско-германской GoalRef.

Система Hawk-Eye (что можно перевести как "ястребиный глаз") знакома всем любителям тенниса или крикета. Конечно, в футболе своя специфика, но предполагается, что в разных точках ворот установят шесть камер. Снятое ими изображение автоматически соединяется, чтобы определить точное место попадания мяча. Затем судья получает сигнал, было ли взятие ворот.

Система GoalRef не так известна в мире спортивных технологий, но с 2009 года она используется для определения взятия ворот в гандболе. В площади ворот создается магнитное поле, а внутрь мяча устанавливается специальный датчик. В случае если мяч полностью пересечет линию ворот, арбитр с помощью специального сигнала узнает об этом и сможет зафиксировать гол.

У каждой из двух систем есть свои плюсы и минусы. Неизвестно, как поведет себя "ястребиный глаз" при большом скоплении футболистов в штрафной, смогут ли все шесть камер увидеть мяч. Однако Hawk-Eye должна прийтись по душе всем болельщикам, поскольку предполагается, что кадры с взятием или невзятием ворот будет показываться на самом стадионе и в телевизионной трансляции.

Достоинством GoalRef является простота и низкая стоимость. Почти не нужно никакого дополнительного оборудования, система будет работать в любых условиях, даже если в ворота забегут все футболисты двух команд вместе с арбитрами.

При этом ФИФА может и не отказываться от одной из систем. Вполне вероятно, что внедряться будут сразу обе. Если у клуба есть свободные средства, то он может потратить их на установку "ястребиного глаза" на своем стадионе. Клубы победнее остановят свой выбор на GoalRef.

Предполагается, что первым крупным турниром, на котором будет опробована одна из этих систем, станет клубный чемпионат, который пройдет в декабре 2012 года в Японии. Затем нововведения будут использованы на Кубке Конфедераций 2013 года и на чемпионате мира 2014 года, который пройдет в Бразилии. В дальнейшем планируется внедрение на уровне национальных первенств.

Новые технологии могли быть приняты на вооружение и раньше сроков, намеченных в ФИФА. Руководство английской премьер-лиги намеревалось использовать "ястребиный глаз" с сезона-2012/13. Однако не все стадионы успели оборудовать необходимым оборудованием. И теперь в Англии Hawk-Eye начнут использовать с середины ближайшего первенства или начиная с сезона-2013/14. Но точно определить, был гол или нет, уже сегодня можно на главном британском стадионе - "Уэмбли", где совсем недавно завершилась установка камер на ворота. Также в самое ближайшее время новые технологии должны быть внедрены в североамериканской Высшей лиге футбола (MLS).

Очевидно, что ничего подобного в ближайшее время не появится в самом престижном клубном турнире Европы - в Лиге чемпионов. Глава УЕФА пессимистически смотрит на футбол будущего, в котором человека заменит бездушная машина.

Но при этом ФИФА поддержала практику введения дополнительных арбитров, которые использовались на играх Лиги чемпионов, Лиги Европы и чемпионата Европы 2012 года, а также на различных соревнованиях в Бразилии, Франции, Катаре и Марокко.

Также на заседании IFAB было принято решение разрешить ношение головных платков, или хиджабов, в женском футболе. К следующему заседанию совета, которое пройдет в октябре 2012 года, должны быть выбраны два вида платков, которые затем будут использоваться во время игр. Запрет на ношение платков был введен в 2007 году в соответствии с правилом футбола, не разрешающим использования как потенциально опасной экипировки, так и экипировки с религиозным содержанием. В решении IFAB говорится, что до сих пор нет ни одного медицинского доказательства того, что кто-то пострадал от хиджаба.

Из-за запрета на хиджабы многие команды из мусульманских стран отказывались выходить на поле. Самым известным случаем стала история со сборной Ирана. В 2011 году иранские футболистки отказались выходить на игру отборочного турнира Олимпиады с Иорданией с непокрытыми головами, за что были дисквалифицированы. Свою обеспокоенность в связи с тем, что футболисткам не разрешают играть в платках, выражала даже Организация Объединенных наций.

Нет сомнения, что внедрение новых технологий пойдет на пользу футболу. Прежде всего, снизится количество судейских скандалов, которые вредят репутации ФИФА. Теперь вряд ли можно будет называть чиновников от мирового футбола "ретроградами".

Но самое главное, что целью игры является все-таки именно гол в ворота соперника. В настоящее время команды столько усилий уделяют обороне собственных ворот, что судьбу важного матча порой может решить всего один эпизод. Даже небольшая остановка в игре заведомо лучше, чем ситуация, когда все усилия атакующей команды сводятся на нет неверным судейским решением.

Теннис (большой теннис) - вид спорта, в котором два игрока или две команды по два человека соперничают между собой. Цель каждого из игроков/команд - перекинуть ракеткой мяч на сторону соперника таким образом, чтобы соперник не смог его отразить. При этом мяч должен коснуться половины поля соперника не меньше одного раза.

История возникновения и развития большого тенниса

Предшественником тенниса принято считать французскую игру «жё-де-пом» (фр. jeu de paume, дословно игра ладонью). В отличие от современного тенниса в жё-де-пом играли в закрытых помещениях и ладонью. Позже ладонь сменили перчатки, на смену перчаткам пришли специальные биты, а уже потом появились ракетки.

Одним из наиболее известных упоминаний тенниса в средневековой литературе является эпизод в исторической хронике Шекспира «Генрих V», где французский дофин в насмешку присылает молодому английскому королю бочонок теннисных мячей.

В теннис играли практически все французские короли, Карл IX называл теннис “ одним из самых благородных, достойных и полезных для здоровья упражнений, которыми могут заниматься принцы, пэры и другие знатные особы”.

В 1900 году студенты Гарвардского университете решили организовать турнир для национальных команд. Один из студентов, Дуайн Дэвис, за собственные средства купил серебряный кубок для победителя, а что самое главное, составил правила турнира. Дэвис и двое его друзей выступали за сборную США, которая выиграла в этом турнире, а затем и в следующем в 1902 году. Кубок проводился каждый год и впоследствии был назван «Кубком Дэвиса», который и сейчас является популярным событие в мире тенниса.

Начиная с 1920-х годов, профессиональные теннисисты начали зарабатывать деньги, выступая в показательных матчах. Первый профессиональный теннисный матч в истории состоялся 9 октября 1926 года в Нью-Йорке на крытой арене «Медисон-сквер-гарден», в присутствии 13 тысяч зрителей.

Правила игры в большой теннис

Игроки или команды должны находиться по разные стороны сетки. Один из игроков является подающим, второй, соответственно, принимающим подачу. Подающий игрок должен отправить мяч таким образом, чтобы он попал в зону корта на половине соперника. Принимающий игрок должен успеть перенаправить (отбить) мяч на сторону соперника до его падения на корт или до того, как он коснется корта во второй раз. Если один из теннисистов пропустил мяч, то его соперник получает очко.

Теннисный матч состоит из «сетов», а они в свою очередь из «геймов», для выигрыша которых необходимо забивать мячи (минимум 4 мяча: 15-30-40-гейм, но с разницей не менее, чем два мяча). При подаче у игрока есть две попытки, в которые он попеременно подает мяч в левый и правый квадраты. После розыгрыша гейма подача переходит к сопернику. После розыгрыша нечётного числа геймов игрокам даётся минутный перерыв и производится смена сторон. Игрок, первым выигравший 6 геймов (при условии, что его соперник выиграл не более 4 геймов), считается выигравшим сет. Для выигрыша матча необходимо выиграть 2 из 3 либо 3 из 5 сетов. Набравший необходимое количество выигранных сетов, выигрывает матч.

Правила парной игры в тениис немного отличаются от одиночной, а именно:

  • матч проходит на корте большего размера;
  • мяч отбивает тот, кто находится в лучшей позиции;
  • игроки каждой команды подают по очереди;
  • игроки принимаю подачи только со своей стороны на протяжении всего сета.

На официальных матчах присутствует судья, он находится на вышке. Кроме судьи на вышке не матче могут присутствовать судьи на линии, которые фиксируют попадание мяча в зону корта. С 2006 года в теннисе эра систем электронного судейства (Глаз ястреба), которые с высокой точностью определяют место падения мяча.

Теннисный корт

Стандартный размер теннисного корта составляет 23,77 метра в длину и 8,23 метра в ширину (10,97 м для парной игры). Площадь теннисного корта составляет порядка 196 м2. Для устройства теннисных кортов, предназначенных для проведения соревнований необходима площадь равная 668 м2. Корт имеет прямоугольную форму с ровной поверхностью с нанесенной на неё разметкой:

  • Линии вдоль коротких сторон корта называются задними линиями, а вдоль длинных сторон — коридорами.
  • На корте обозначены зоны подачи при помощи линий подачи, параллельных задним линиям и сетке, на расстоянии 6,40 м от сетки и проведённых только между боковыми линиями для одиночной игры, а также центральной линии подачи, проведённой посередине корта параллельно боковым линиям и между линиями подачи. Центральная линия подачи отображается также на сетке при помощи вертикальной белой полосы, натянутой от поверхности корта до верхнего края сетки.
  • На задних линиях наносится короткая отметка, обозначающая их середину.

Посередине корта натянута сетка, которая проходит по всей ширине и разделяет его на две равные части. Стандартный размер сетки для большого тенниса составляет 1,07 метра на 12,8 метра, и имеет квадратные ячейки со стороной 4 сантиметра.

Виды покрытий для теннисного корта:

  • травяные (grass),
  • грунтовые (clay),
  • твёрдые (hard),
  • синтетические ковровые (искусственная трава, акриловые покрытия).

Существуют и другие виды поверхностей теннисных кортов, например асфальтные, деревянные или резиновые покрытия, но они не применяются на официальных матчах. Теннисные корты бывают открытыми и крытыми.

Инвентарь для большого тенниса

Инвентарь теннисиста: теннисная ракетка и мяч. Ракетка состоит из рукоятки и округлого обода с натянутыми струнами. Обод ракетки изготавливается из сложных композитных материалов (керамика, углеволокно, металл). Струны для теннисных ракеток могут быть как натуральными, так и синтетическими. Ранее считалось, что натуральные струны обладают лучшими характеристиками, но на сегодняшний день искусственные струны догнали натуральные по характеристикам. Что интересно, сила натяжения горизонтальных и вертикальных струн, как правило, разная. Обычно теннисная ракетка подбирается индивидуально под каждого игрока.

Существуют специальные требования к ракеткам от Международной Федерации Тенниса (ITF):

  • Длина ракетки не должна превышать 73,66 см.
  • Ширина ракетки не должна превышать 31,75 см.
  • Размер струнной поверхности ракетки, то есть внутренний размер (до обода) —29,21 см в ширину и 39,37 см в длину.

Для игры используется полый резиновый мяч желто-белого цвета. Снаружи мяч покрыт пушистым войлоком для придания определённых аэродинамических свойств.

Второй тайм финала чемпионата мира по футболу 1966 года на стадионе Уэмбли между командами Англии и ФРГ закончился со счетом 2:2, и судья назначил дополнительное время. И вот на 101-й минуте номер 10 английской сборной, Джофф Херст, пробил в ворота сборной Германии. Мяч попал в верхнюю штангу, срикошетил от нее вниз, отскочил от линии ворот и улетел в штрафную площадку. По правилам гол засчитывается, когда мяч полностью пересек линию ворот. Но произошло ли это в данном случае? Судья, швейцарец Готтфрид Динст, после короткой консультации с помощником, лайнсменом из СССР Тофиком Бахрамовым, уверенно указал на центр поля, засчитав гол. Сборная Англии выиграла, а немецкий язык обогатился выражением Wembley Tor, «Гол Уэмбли», то есть фантомный гол. В английском языке тоже появилось новое выражение — «русский лайнсмен», а Бахрамов стал в Великобритании настоящим национальным героем. Легенда гласит, что, когда незадолго до смерти его в очередной (наверное, тысячный) спросили: «А был ли гол?», он произнес лишь одно слово: «Сталинград».

Большинство систем автоматического определения голов, установленных на крупных футбольных стадионах, основаны на триангуляции изображений с высокоскоростных камер (Hawk-Eye и GoalControl 4D). Эти системы недешевы и требуют значительной вычислительной мощности, однако способны сильно расширить возможности не только судей, но и зрителей: от повтора наиболее интересных моментов до визуализации траектории мяча.

Консервативный спорт

Несмотря на многочисленные повторения подобных ситуаций в матчах как клубного, так и международного уровня, футбол, в отличие от других видов спорта, до 2000-х годов оставался очень консервативным. Хотя уже в начале 2000-х некоторые компании предлагали различные технические решения, как уже опробованные в других видах спорта, так и разработанные с нуля именно для футбола, FIFA не спешила с их внедрением. Бывший президент FIFA Йозеф Блаттер был категорически против внедрения технологии GLT: он считал, что это убьет всю интригу, а спорные ситуации — обязательная часть футбола. Ему вторил бывший президент UEFA Мишель Платини: «Я не против технологии GLT, я против внедрения технологий вообще. Потому что если вы однажды внедрите GLT, за ней последует какая-нибудь технология для офсайда, потом для углового, потом для 11-метрового. И все, вы проиграли». Однако новое руководство FIFA и UEFA после длительного изучения опыта других видов спорта и экспериментальных результатов все же решило дать технологиям GLT зеленый свет.


Необходимость таких систем стала очевидной довольно давно. В некоторых ситуациях мяч находится за голевой линией очень короткое время, прежде чем отскакивает или выбивается голкипером. В таких случаях судья способен достоверно определить пересечение линии только при скорости мяча до 12 км/ч, поскольку человеческий глаз не видит объекты, находящиеся в поле зрения менее 60 мс. А скорость полета мяча в реальных матчах может достигать 120 км/ч, что далеко за пределами человеческого зрения. В 2012 году Международный совет футбольных ассоциаций (куда входит и FIFA) внес в правила игры соответствующие изменения, и FIFA официально сертифицировало несколько подобных систем, базирующихся на двух основных принципах.


Система GoalRef, разработанная Фраунгоферовским институтом интегральных схем (IIS) и датской компанией Select Sport, основана на взаимодействии низкочастотного магнитного поля ворот с катушками и пассивной микросхемой внутри мяча. При пересечении мячом линии ворот микросхема генерирует ответный сигнал воротам — примерно так же, как это происходит при краже товара, снабженного RFID-ярлыком в магазине.

Магнитные ворота

С начала 2000-х годов компания adidas, производитель официальных мячей для чемпионатов мира и Европы, совместно с немецкой Cairos Technologies разрабатывала собственную систему GLT для футбола. В штрафной площадке и воротах прокладывались кабели, а в центре мяча подвешивался на специальных эластичных тягах датчик магнитного поля. При пересечении линии ворот сенсор подавал сигнал, который поступал на наручные дисплеи судей. Система испытывалась в матчах юношеской лиги FIFA, но не показала достаточной точности.


Однако принцип детектирования магнитного поля не был забыт. Он используется в системах GoalRef, разработанных (изначально для гандбола) совместно датской компанией Select Sport и немецким Фраунгоферовским институтом интегральных схем (IIS). GoalRef использует конфигурацию, несколько отличную от системы Cairos. В мяче расположен не сенсор, а три ортогональные катушки (по его окружности, между камерой и внешним покрытием) и маленькая пассивная микросхема. «В штангах ворот расположены катушки, генерирующие низкочастотное магнитное поле, при попадании в которое в катушках мяча возникает электрический ток, — говорит Ингмар Бретц, руководитель проекта GoalRef во Фраунгоферовском институте. — Он слабый, но его достаточно для того, чтобы запитать микросхему, которая при пересечении голевой линии подает ответный сигнал катушкам ворот, — примерно так, как это происходит в современных магазинах, когда воришка пытается вынести товар, снабженный RFID-ярлыком». Система уже была проверена в матчах датской суперлиги и официально одобрена FIFA, хотя пока не используется ни на одном из крупных футбольных стадионов. Основные достоинства такой системы — это быстродействие (порядка 0,1 с — в десять раз быстрее, чем требует FIFA), и относительно скромные аппаратные требования и цена.

Ястребиный глаз

Системы, предлагаемые британской компанией Hawk-Eye Innovations (в 2011 году приобретена Sony) и немецкой GoalControl 4D, основаны на совершенно другом принципе. Семь высокоскоростных (500 кадров в секунду) камер высокого разрешения следят за воротами с различных ракурсов, а специальное программное обеспечение отслеживает мяч на изображениях и с помощью триангуляции практически в режиме реального времени (менее 0,5 с) пересчитывает эти данные в трехмерные координаты с точностью менее 5 мм (FIFA требует точность в 1,5 см). Системы Hawk-Eye, основанные на анализе изображений, используются в крикете, теннисе и снукере с 2001 года.


Согласно требованиям FIFA, информация о пересечении мячом линии ворот должна быть передана на наручные дисплеи всех судей в течение менее чем 1 с. На самом деле и магнитные, и видеосистемы автоматического определения голов обеспечивают более быструю (и более точную, чем требования FIFA) реакцию.

Эти системы недешевы, для них нужны мощные компьютеры, и, кроме того, системе требуется видеть в любой момент хотя бы четверть мяча, что в некоторые напряженные моменты проблематично — ведь мяч может быть закрыт ногами или телами игроков. С другой стороны, эти системы имеют множество достоинств: они позволяют визуализировать реальную траекторию мяча в любой момент матча или посмотреть особенно напряженные моменты, что сильно повышает интерес зрителей, а тренеры и игроки оценят такие возможности, как анализ траекторий и скоростей мяча. Вероятно, именно по этой причине уже 80 крупных футбольных стадионов оборудованы системами Hawk-Eye и GoalControl 4D. Все для зрителя!


Вспоминая минувшие дни

Так не убьет ли внедрение систем GLT интерес болельщиков? Скорее всего, нет. Кроме того, у болельщиков всегда останется возможность пересматривать видеозапись финала чемпионата мира 1966 года и спорить о том, был ли гол. Ведь за 50 лет, прошедших с того момента, несмотря на неоднократные исследования фотографий, киносъемки, построения 3D-моделей в Университете Оксфорда и мемуары Тофика Бахрамова с его признанием возможности собственной ошибки, ни болельщики, ни судьи так и не смогли прийти к однозначному выводу.

Наукой доказано: на турнирах по теннису и судьи, и зрители, и сами игроки гораздо чаще обманываются, полагая, что мяч вышел за пределы корта, чем засчитывают его попадание в площадку - так уж устроен наш глаз.

Помочь правильному судейству призвана введенная недавно в профессиональный теннис компьютерная видеосистема повторов спорных моментов. Но все равно игроки порой склонны не доверять компьютеру, а пологаются на собственный человеческий глаз.

Ученые увлеклись теннисом. Нет, не вышли на корты, хотя многие и любят играть. Речь о том, что психологи Калифорнийского университета посвятили свое исследование именно этому виду спорта, точнее, некоему обману зрения, который случается у следящих за теннисным матчем.

Они выяснили, что 84 процента всех "проколов" линейных судей составляет... возглас "Аут!" То есть рефери в пять раз чаще ошибаются как бы против атакующего игрока, нежели в его пользу. Пришли ученые мужи к этому выводу после посещения поединков на Уимблдоне. На английской траве в отличие от грунта или даже синтетического покрытия мячи не оставляют следов. Успеть разглядеть момент прикосновения, продолжающийся десятые доли секунды, очень непросто.

Психологи рассуждали так: сигнал поступает в мозг с небольшой задержкой. Если формирование проекции изображения на сетчатке нашего глаза происходит "со скоростью света" в прямом смысле этих слов, то дальнейшие этапы - в частности, перевод световой информации в систему нервных импульсов и их анализ в коре больших полушарий - могут "отставать" на несколько десятых долей секунды.

Вот и получается, что мы как бы "достраиваем" линию движения объекта, исходя из его положения и скорости. В результате мы видим мяч не там, где он был на момент регистрации изображения на сетчатке, а несколько впереди.

Исследователи пересмотрели записи пяти тысяч случайно отобранных моментов, выделяя те, когда мяч приземлялся на линии или рядом с ней. И определили 83, когда решение судьи было ошибочным - то есть он разрешал продолжить игру при попадании мяча в аут и засчитывал промах, когда мяч был в площадке или на линии. Из этих 83 случаев 70 оказались "предсказуемыми ошибками" - то есть при попадании мяча в корт судья засчитывал "аут". По мнению руководителя исследования Дэвида Уитни, мозг судьи как бы автоматически продлевал параболу движения мяча на два-три сантиметра за пределы поля.

Впрочем, работа, по мнению научного сообщества, далеко не бесспорна. Например, авторы не учли фактор белой линии, оказывающей немалое влияние на восприятие. Под вопросом также объективность отбора спорных моментов. Тем не менее исследователи считают свой анализ верным и настоятельно рекомендуют организаторам теннисных турниров учесть этот феномен - зрительный обман.

Конкретно

Как работает "ястребиный глаз"?

Принцип системы электронного судейства Hawk-Eye ("Ястребиный глаз") заключается в том, что несколько скоростных видеокамер высокого разрешения, расположенных вокруг игровой зоны, отслеживают траекторию полета мяча и передают данные на вычислительную машину. Компьютер воссоздает виртуальную трехмерную модель полета мяча, на основании которой делается вывод о точке его приземления - в корте или ауте.

Теннисист в каждом сете имеет возможность трижды прибегнуть к компьютеру. Истина выясняется при помощи коллективного просмотра спорного момента на большом табло. Вердикт "Ястребиного глаза" считается окончательным. Если компьютер показал, что игрок прав, то количество просмотров сохраняется. И заказывать повтор можно сколько угодно, пока не будут израсходованы три неудачные попытки.

Кстати, технология Hawk Eye будет скорее всего использоваться и в футболе - в спорных эпизодах во время определения взятия ворот. Изобретатель Хоккинс уже получил заказ на разработку аналогичного "Ястребиного глаза" от руководства английской Премьер-лиги.

Общей статистики - кто из теннисистов как часто заказывает "Ястребиный глаз" и сколько раз доказывает свою правоту - не ведется. Но вот данные по одному из соревнований - последнему в этом году турниру "Большого шлема" - Открытому чемпионату США.

Чаще всего не верил судьям швейцарец Роджер Федерер: 28 раз он заказывал "глаз" и лишь пять раз "наказывал" их. Таким образом, процент "угадывания" у него - 18.

Еще хуже статистика у Марата Сафина, он один из последних в списке - 8 процентов. Из 12 раз он был прав только один.

Николай Давыденко в серединке - 50 процентов, он четыре раза заказывал повтор, и дважды не напрасно.

А в лидерах американец Винсент Спейди и француз Поль-Анри Матье. Каждый из них по четыре раза прибегал к помощи "Ястребиного глаза" и все время "ставили судью на место".

Женщины более доверчивы, они реже ставят под сомнение решение судей.

Но все равно чаще всех брала просмотр, как и у мужчин, первая ракетка - сербка Елена Янкович. 22 раза взывала она к помощи "глаза", но была права лишь шесть раз.

Ее собственный коэффициент "видения падения мяча" равен 27 процентам. 100-процентное "попадание", в частности, у нашей Елены Весниной - всего лишь один раз брала просмотр и - угадала.

В пятницу ФИФА подтвердила, что на матчах Кубка конфедераций-2017 в России будет работать система автоматического определения взятия ворот. Рассказываем о принципах действия этой технологии.

ЗАЧЕМ ВООБЩЕ НУЖНА ЭТА СИСТЕМА?

И правда - зачем? Больше века футбол обходился без помощи высоких технологий, но к началу XXI века ему вдруг потребовалась помощь. Толчком к внедрению системы послужил уже легендарный эпизод из матча 1/8 финала чемпионата мира 2010 года между сборными Германии и Англии, когда полузащитник британцев Фрэнк Лэмпард послал мяч за линию ворот рикошетом от перекладины, но судейская бригада во главе с Хорхе Ларриондой этого не увидела. В итоге Англия потерпела крупнейшее поражение в истории чемпионатов мира - 1:4. В тот день футбольный мир понял: судьи недостаточно глазасты, чтобы решать исход важных матчей. Им нужна помощь.

КОГДА СОСТОЯЛСЯ ЕЕ ДЕБЮТ?

Тема внедрения новых технологий обсуждалась ФИФА и раньше. Многие виды спорта, в числе которых теннис и крикет, давно пользуются благами цивилизации, но игра номер один почему-то отстала от жизни. После той игры все изменилось: консерватор Зепп Блаттер сдался, и в 2012 году на Клубном чемпионате мира в Японии система определения гола официально ворвалась в мир футбола.

КАКИЕ РАЗНОВИДНОСТИ СУЩЕСТВУЮТ?

В Японии тестировали две технологии: стадион в Йокогаме был оборудован системой GoalRef, а в префектуре Айти работала всем известная HawkEye . Обе прошли проверку успешно и сейчас имеют официальную лицензию ФИФА. Правда, их принцип работы отличается друг от друга.

Hawk - Eye - система, которая давно прижилась в крикете и теннисе. Ее основа - несколько высокоскоростных камер (500 кадров в секунду), стоящих по периметру поля. В теннисе их как минимум десять, в крикете шесть, а в футболе - 14 (семь с одной стороны ворот и семь с другой). Эти камеры обычно устанавливаются на крыше или непосредственно под крышей - в разных частях, а не в одном месте. Если крыши нет, то их ставят в других местах, но очень важно, чтобы у камер был свободный обзор. Hawk-Eye постоянно моделирует на компьютере все, что происходит в штрафной и вычисляет положение мяча относительно ворот. Для идентификации гола достаточно и двух камер, остальные пять помогают определить местонахождение мяча. Если он пересек линию, то главный арбитр получает сигнал на свои часы - гол.

GoalRef не использует камеры. Тут принцип иной: электромагнитная индукция. С помощью специальных датчиков, прикрепленных к штангам и перекладине, создается магнитное поле. Когда мяч полностью пересекает линию ворот, чип внутри него начинает пищать, потому что оказался за пределами этого магнитного поля. В этот же момент главный арбитр получает сигнал на свои часы - гол.

А КАК ЖЕ ПОГОДА И ФУТБОЛИСТЫ - ЭТИ ФАКТОРЫ НЕ МЕШАЮТ СИСТЕМАМ?

Очевидно, что GoalRef никакие дожди и грозы не страшны - чип плотно сидит внутри мяча, а магнитному полю погодные изменения не страшны. Создатели Hawk - Eye уверяют, что и их система не метеозависима и способна удалить из кадра хоть табун лошадей, если он по каким-то причинам окажется в штрафной во время спорного момента.

ВЫ УВЕРЕНЫ, ЧТО СИСТЕМА НЕ ВРЕТ?

Сбои случались. Например, месяц назад в матче чемпионата Франции между "Марселем" и "Лионом" вратарь хозяев Пеле остановил мяч за линией ворот, но техника не среагировала. Хотя тут наверняка утверждать нельзя - возможно, часть мяча осталась в поле.

Есть и обратный пример - в недавнем дерби "Сампдория" - "Дженоа" защитник хозяев Сильвестр головой послал мяч в перекладину, после чего тот ударился о землю явно до линии. Однако на часах арбитра Паоло Тальовенто загорелось слово "Гол". Посовещавшись с ассистентом, судья справедливо решил не засчитывать гол. Позже представители серии А оправдали сбой загадочным "замыканием".

Но пользы от системы взятия ворот ощутимо больше: она уже не раз исправляла судей, когда те чуть не приняли неверное решение. Например, на чемпионате мира 2014 года Бензема забил в ворота сборной Гондураса гол, который судьи не разглядели, но технология все увидела. Главный тренер латиноамериканцев Луис Фернандо Суарес долго размахивал руками, но, в конце концов, вынужден был сдаться.

Еще один пример - первый в истории кубковых соревнований матч, в котором была применена новаторская система. Любопытно, что в той игре встречались "Сандерленд" и "Челси", и спорный гол забил Лэмпард - получается, судьба вернула англичанину долг за ЧМ-2010.

Важное замечание: погрешность HawkEye и GoalRef составляет 0,2 дюйма - то есть пять миллиметров. Это мизер, и если технологии вдруг ошибутся, мы с вами все равно этого не узнаем, потому что не заметим.

МОЖЕТ ЛИ СУДЬЯ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ?

Может. В обновленном тексте правил футбола в пункте 5 (Судья) написано: "Перед началом матча арбитр обязан протестировать систему определения гола и не использовать ее, если будет обнаружена ее неисправность".

КАКИЕ СИСТЕМЫ ЛИЦЕНЗИРОВАНЫ ФИФА?

По состоянию на январь 2016 года, ФИФА аттестовала 78 стадионов, которые используют систему определения гола. Все они оборудованы либо технологией HawkEye , либо Goal Control 4 D - аналогом HawkEye . Именно Goal Control 4D использовалась на чемпионате мира 2014 года, она же, скорее всего, будет работать на Кубке конфедераций-2017.

Кроме того, лицензию ФИФА имеют и еще две родственные системы, основанные на принципе электромагнитной индукции: GoalRef и Cairos . Но в настоящее время они официально нигде не используются. Причина: сложная установка и изменение характеристик мяча - на упомянутом Клубном чемпионате мира многие игроки жаловались, что мячи с датчиками внутри ведут себя иначе.

КТО СЕЙЧАС ПОЛЬЗУЕТСЯ СИСТЕМОЙ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГОЛА?

ФИФА оборудует стадионы на крупных турнирах под своей эгидой (Goal Control 4D), УЕФА возит HawkEye на матчи группового этапа Лиги чемпионов (в том числе в Москву и Ростов-на-Дону) и продолжит делать это и в плей-офф. На недавних чемпионате Европы и Кубке Америки использовалась технология HawkEye, эту же систему сегодня используют в чемпионатах Англии, Германии, Италии и Франции.

СКОЛЬКО СТОИТ ЭТО УДОВОЛЬСТВИЕ?

Дорого. Именно поэтому систему пока могут позволить себе только крупные чемпионаты. В 2013 году тогда еще президент УЕФА Мишель Платини признавался, что организации придется потратить 53 миллиона евро, чтобы установить систему на три сотни стадионов. Руководитель МЛС Дон Гарбер тогда же подсчитал, что каждой арене-участнице соревнований придется потратить 260 тысяч долларов единовременно и еще 3900 на каждую игру.

А богатая английская премьер-лига несколько лет назад все-таки потратилась на Hawk - Eye . Цифры гигантские: 250 тысяч фунтов (280 тысяч евро) со стадиона.

КОГДА СИСТЕМА ДОБЕРЕТСЯ ДО ЧЕМПИОНАТА РОССИИ?

Не скоро. Даже проведение Кубка конфедераций и чемпионата мира - не гарантия того, что российская премьер-лига доберется до высоких технологий в ближайшие годы. Член судейско-инспекторского комитета РФС Алексей Спирин на днях сказал, что введение системы взятия ворот попросту нецелесообразно: "Меня смущает, что спорный случай может произойти в одном матче из тысячи, а стоимость установки системы высока. Мне кажется, это расточительно".