Как правильно совершать большое омовение. Как правильно делать омовение женщинам

Как правильно совершать большое омовение. Как правильно делать омовение женщинам
Как правильно совершать большое омовение. Как правильно делать омовение женщинам

Альхамдулиллях, вы приняли Ислам (или начали соблюдать религию, которой придерживались ваши предки). И, разумеется, у вас возникает множество вопросов, первый из которых – как правильно совершать омовение и намаз? К нам на сайт и в группу часто пишут сестры с вопросами — как совершать омовение и намаз, нарушает ли такое-то действие омовение (и тому подобное).

Поскольку для действительности намаза необходимо быть в состоянии ритуальной чистоты (по-арабски тахарат), в этой статье мы, с дозволения Аллаха, поговорим об омовении.

Понятие «тахарат» (буквально «чистота») включает в себя совершение полного омовения (омывание водой всего тела, иными словами — купание) и малого – когда нужно вымыть лишь определенные части тела.

Полное омовение (гусль)

В каких случаях необходимо полное омовение (гусль по-арабски)?

Полное омовение женщина должна совершать после окончания месячных (хайд) и послеродовых кровотечений (нифас), а также после супружеской близости.

Мужчина также совершает гусль после супружеских отношений и после семяизвержения (поллюции).

Также полное омовение следует совершить человеку, который только принял Ислам, поскольку у половозрелого человека хотя бы раз в жизни имела место ситуация, когда было необходимо полное омовение. Так что если вы недавно приняли Ислам (или только недавно собрались совершать намаз), вам следует совершить полное омовение

Согласно шариату, полное омовение состоит из трех обязательных частей (фарды гусля) :

1. Промывание носа.

2. Полоскание рта.

3. Омывание водой всего тела.

При купании необходимо удалить с тела все, что может помешать проникновению воды, к примеру, краску, воск, тесто, лак с ногтей.

Необходимо промыть такие участки тела, куда при обычном купании вода может не доходить – к примеру, складки кожи внутри пупка, ушную раковину и кожу за ухом, кожу под бровями, дырочки для серег в ушах (если у женщины проколоты уши).

При совершении полного омовения необходимо также промыть кожу на голове и волосы. Если же у женщины длинные косы, она может не расплетать их, если они не мешают попаданию воды на кожу головы (если мешают, то ей необходимо расплести их).

Также женщине нужно омыть внешнюю часть полового органа (то, что доступно, когда она присаживается на корточки).

Поскольку для совершения гусля необходимо прополоскать рот, нужно удалить с зубов все, что может помешать проникновению воды на поверхность. Однако это не относится к зубным пломбам и коронкам или протезам, их удалять не нужно! Что касается брекетов, ортопедических пластинок, которые ставятся для исправления зубов: если они съемные, и их легко извлечь, их нужно снять; если же они прикреплены к зубам так, что снять их может только врач, трогать их не нужно, купание будет действительным.

Полное омовение имеет свои суннаты и адабы (действия, которые считаются не обязательными, но желательными и увеличивают награду за поклонение). О них можете прочитать вот в этой статье: «Фарды, суннаты и адабы полного омовения»

Также важно запомнить, какие действия запрещены человеку, у которого нет полного омовения (к примеру, женщине во время месячных):

1. Нельзя совершать намаз, а также совершать саджда-тилява (земной поклон при чтении определенных аятов Корана) и саджда-шукр (земной поклон благодарности Аллаху).

2. Прикосновение к Корану или аятам Корана (если они напечатаны в книге религиозного содержания). Это не касается текста Корана, напечатанного на компьютере или ином электронном носителе. В таком случае нельзя будет только прикасаться руками к тексту Корана, выведенному на экран, но читать с телефона (не вслух) можно.

3. Чтение даже одного аята Корана вслух (однако, можно читать меньше аята – к примеру, произносить фразы «Альхамдулиллях» или «Бисмиллях», которые также представляют собой часть аятов). Разумеется, это относится только к арабскому оригиналу Корана, а не к его переводам. Однако, можно произносить аяты Корана про себя, мысленно.

Исключение делается для аятов и сур Корана, которые представляют собой дуа (мольбы) и читаются для защиты от всякого вреда – такие как суры Аль-Фатиха, Аль-Ихляс, Аль-Фаляк и Ан-Нас и аят Аль-Курси.

4. Посещение мечети.

5. Обход во время Каабы (таваф) в хадже.

Примечание:

Различается состояние осквернения (джунуб) и состояние хайда и нифаса. В состоянии осквернения (для женщины — после супружеских отношений) нельзя совершать намаз, однако можно держать пост (во время Рамадана, к примеру). В состоянии хайда и нифаса пост держать нельзя.

Для более подробного разъяснения вопроса можно обратиться к данной статье: «Женский фикх полного омовения »

Часто задаваемые вопросы относительно полного омовения:

  • Надо отметить, что полное омовение (купание) заменяет собой малое омовение. То есть, если, к примеру, у вас только что окончились месячные, и вы совершили гусль, вам не нужно будет еще дополнительно совершать малое омовение перед намазом (если только вы не совершили действий, которые нарушают вуду – не сходили в туалет, к примеру).
  • «Если я искупалась, а потом случилась ситуация, в которой нарушается малое омовение (к примеру, выход газов), нужно ли купаться заново?» — Нет, поскольку это действие не нарушает полного омовения, еще раз купаться не нужно, достаточно обновить вуду.
  • Можно ли красить волосы, пользоваться различными химическими средствами для завивки или укладки волос – будет ли в таком случае действительно полное омовение? -Решение здесь будет зависеть от способа действия краски или иного вещества. Если оно пропускает воду, ваш гусль действителен, если нет – вам придется убирать краску с волос перед купанием. Как действует конкретно та или иная краска, мы сказать не можем, это нужно узнавать у их производителей. Однако мы знаем точно: окрашивание волос хной не препятствует проникновению воды, поэтому гусль будет действителен.

Малое омовение (вуду)

Что же касается малого омовения (вуду по-арабски), оно будет необходимо в следующих случаях:

1. После посещения туалета (по большой или малой нужде).

2. После выхода газов.

3. В случае сна или обморока (за исключением случая, когда человек заснул сидя, прижавшись ягодицами к полу).

4. Выхода крови, гноя или иной жидкости из тела человека. Под выходом понимается выход вещества за границы своего источника (к примеру, кровотечение из носа или выход крови за границы ранки или пореза). Если кровь лишь покажется в ранке (как от укола булавкой, к примеру), но не вытечет, омовение не нарушается.

5. В случае если человека вырвало, при условии, что рвота полностью заполняет рот.

6. Кровотечение во рту (из десен, например), при условии, что крови было больше или столько же, сколько слюны. Это определяется по цвету слюны – если он желтая или оранжевая, значит, крови мало, если с красным оттенком или темно-красная, значит, крови больше.

7. В случае алкогольного опьянения или сумасшествия.

Что НЕ нарушает малое омовение:

1. Отделение от тела человека кусочка кожи (мозоли, например), которое не сопровождается кровотечением.

2. Прикосновение к половым органам (своим или другого человека – к примеру, женщина меняет ребенку подгузник, это не нарушает омовение).

3. Прикосновение к человеку противоположного пола, который не является махрамом, не нарушает вуду.

4. Отхаркивание слизи, даже если ее много.

Согласно шариату, малое омовение включает в себя четыре обязательных части (фарды вуду):

1. Мытье лица. Важно – обратите внимание на то, что считается границами лица!

Границы лица: по длине – от линии роста волос до кончика подбородка, по ширине – от одной мочки уха до другой.

2. Мытье рук до локтевого сустава включительно.

3. Мытье ступней ног до щиколотки включительно.

Очень важно: условием действительности омовения считается попадание воды на все участки кожи в границах органа, который необходимо омыть! Поэтому на теле не должно быть веществ, которые могут помешать проникновению воды на кожу — к примеру, теста, воска, клея, лака на ногтях. Если у вас на пальцах кольца, их необходимо сдвинуть так, чтобы под них попала вода.

Однако если вы красите волосы или руки хной, омовению это не препятствует, поскольку хна пропускает воду.

4. Протирание (масх) одной четверти головы влажной рукой.

Действительным будет протирание волос именно на голове (а не на лбу или на шее). Будет недействительным протирание косы, заплетенной вокруг головы, или волос, которые спадают с головы в распущенном состоянии.

Что запрещено делать без малого омовения:

1. Совершать намаз;

2. Прикасаться к арабскому тексту Священного Корана (но можно читать Коран на электронных носителях — телефоне, планшете, компьютере, не прикасаясь при этом к экрану с выведенным текстом);

3. Совершать сажда-тилява при чтении Священного Корана;

4. Совершать обход вокруг Каабы (таваф).

Малое омовение также имеет свои суннаты и адабы. О них можете прочитать здесь: «Ахкямы и суннаты малого омовения «. Также довольно подробно порядок малого омовения показан на картинке выше.

Часто задаваемые вопросы относительно малого омовения:

  • Нужно ли вынимать из глаз контактные линзы? – Нет, глаза не относятся к органам, которые нужно омывать при мытье лица, поэтому убирать линзы не нужно.
  • Нарушает ли омовение попадание на одежду или тело веществ, которые считаются нечистотой (наджаса)? — Попадание таких веществ (наджаса) на тело или одежду не нарушает омовение. Достаточно промыть это место три раза водой (с гладкой поверхности — например, кожаной одежды — достаточно просто стереть грязь), и считается, что вы убрали нечистоту.

Масх (протирание) кожаных носков и повязок

Протирание хуффов (кожаных носков):

Согласно шариату, человеку дозволяется протирать специальные носки из кожи (хуффы) вместо мытья ног. Их необходимо одевать после совершения омовения – на чистые ноги. В следующий раз, когда у человека испортится омовение, ему не нужно будет мыть ноги, достаточно лишь провести влажной рукой один раз от кончика пальцев до голени по поверхности носка, и малое омовение будет действительным.

Срок действительности такого протирания: один день и одна ночь для оседлого человека и три дня и три ночи – для путника. Отсчитывать срок действия необходимо с того момента, как у человека в первый раз испортилось омовение (после того, как он надел хуффы).

Внимание! Не будет действительным протирание обычных (хлопчатобумажных, шерстяных, синтетических) носков или чулок. Также не дозволяется протирать платок или тюбетейку (вместо масха на волосы), перчатки (вместо мытья рук), никаб (вместо мытья лица).

Протирание повязки

Что делать в случае, если человеку вследствие ранения или перелома была наложена повязка (и попадание воды на рану может повредить здоровью):

В таком случае человек может просто протереть влажной рукой повязку один раз (не обязательно протирать всю повязку – достаточно протереть большую ее часть). Если есть опасение, что вследствие мытья кожи вблизи повязки вода может попасть на рану и причинить ей вред, можно также протереть (а не мыть) кожу рядом с повязкой, и омовение будет действительным.

Подробнее о протирании носков и повязок можно прочитать в статье: «Действия, которые нарушают действительность масха на носки. Протирание повязки».

Обратите внимание: все вышеприведенные правила и решения относительно ритуальной чистоты относятся к мнению ученых ханафитской правовой школы (мазхаба). Решения ученых других мазхабов по вопросам омовения, в частности, шафиитского мазхаба, будут несколько отличаться. Поэтому мусульманам, живущим в регионах, где следуют шафиитской школе (Чечня, Дагестан, Ингушетия), следует обратиться к соответствующим сайтам и ученым.

Муслима (Аня) Кобулова

По материалам сайта Даруль-Фикр

2103

Определение слова "гусль"

“Гусль” в шариатском значении

Обливание тела водой, которое совершается определенным образом, с намерением поклонения Аллаху Всевышнему.

“Гусль” в языковом значении

Обливание водой чего-либо.

Случаи, когда совершение полного омовения обязательно

1. Семяизвержение

Семяизвержение - это выделение белой вязкой семенной жидкости, которая выходит из полового органа под воздействием страсти.

Аллах Всевышний сказал: “А если вы находитесь в половом осквернении, то очиститесь” (Трапеза, 6)

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Али, да будет доволен им Аллах: “Если у тебя будет истечение (спермы), то соверши полное омовение” [Приводится у Абу Дауда] .

Рассмотрение некоторых вопросов:

1. Если при поллюции не выделилась семенная жидкость, то нет необходимости в совершении полного омовения, а если появилась жидкость, то необходимо искупаться.

2. Если человек увидел семенную жидкость, но не помнит о поллюции, то ему необходимо совершить полное омовение.

“Поистине, вода после воды” [Приводится у Муслима]

(т.е. совершение полного омовения становится необходимым после выделения семенной жидкости).

3. Если семенная жидкость двинулась внутри полового члена, но она не вышла наружу, то нет необходимости в совершении полного омовения.

4. Семяизвержение должно быть только под воздействием страсти, если же это произошло по причине болезни или иной подобной причины, то полное омовение совершать не обязательно.

5. Если после совершения полного омовения выходит семенная жидкость, то заново совершать полное омовение не обязательно, и достаточно совершить только малое омовение.

Потому что причиной выделения семени во второй раз является уже не страсть, и поэтому совершать полное омовение снова не обязательно.

6. Если человек проснулся и увидел жидкость, не зная о причине ее появления, то человек может быть в трех состояниях и не более:

а) уверен в том, что это семенная жидкость, тогда ему необходимо совершить полное омовение, без выяснения причин ее появления.

б) уверен в том, что это не семенная жидкость, тогда полное омовение совершать не обязательно, и эта жидкость считается мочой.

в) сомневается в том, семенная ли эта жидкость или нет. В этом случае он должен постараться вспомнить, и если вспомнил что-либо, что указывает на то, что это семенная жидкость, то это - семенная жидкость.

Если же он вспомнил что-либо, что указывает на то, что это мазий (жидкость, которая выделятся при половом возбуждении), то это - мазий.

А если он ничего не вспомнит, то ему лучше совершить полное омовение, чтобы перестраховаться.

7. Когда человек увидел семенную жидкость, не зная о том, когда у него была поллюция, то ему необходимо совершить заново молитвы, начиная со времени, когда он спал последний раз.

2. Половой акт

Соединение половых органов мужчины и женщины, которое происходит с полным вводом головки полового члена во влагалище, даже если не было семяизвержения.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Когда соединяются половые органы, то купаться обязательно” [Приводится у ат-Тирмизи] .

3. Принятие Ислама неверующим

Так как “посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, повелел Кайсу бин ‘Асиму, когда он принял Ислам искупаться” [Приводится у Абу Дауда] .

4. Окончание месячных и послеродовых кровотечений

Передается со слов ‹Аиши, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Фатиме бинт Абу Хубайш: “Прекращай молиться с наступлением (твоего обычного периода месячных), а когда (этот период) закончится, совершай полное омовение, (смывая с себя) кровь, и молись” [Хадис согласован] .

А послеродовая кровь (нифас) подобна месячной крови (хайд) по единогласному мнению ученых.

5. Смерть

Так как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда купали его умершую дочь, сказал: “Обмойте её трижды, или пять раз, или более этого, если посчитаете нужным” [Хадис согласован] .

Описание полного омовения

Обязательным является обливание водой всего тела с намерением полного омовения, вне зависимости от способов его совершения. Однако желательным является совершение полного омовения по примеру пророка, мир ему и благословение Аллаха.

Сообщается, что Маймуна, да будет доволен ею Аллах, сказала: “Я принесла посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, воду для омовения после большого осквернения, и (сначала) он дважды (или трижды) омыл кисти рук, потом погрузил руку в сосуд, (зачерпнул воду), стал сливать её на свои половые органы и омыл их левой рукой, а потом тщательно вытер левую руку о землю. Потом он совершил такое же омовение (вуду), какое обычно совершал перед молитвой, потом трижды зачерпывал рукой воду и выливал на голову, потом омыл (все остальные части) тела, а потом перешел на другое место и омыл ноги, после чего я принесла ему платок, от (использования) которого он отказался” [Приводится у аль-Бухари] .

Итак, последовательность такая:

1. Омыть кисти рук дважды или трижды.

2. Омыть половые органы.

3. Тщательно вытереть руку два или три раза.

4. Совершить такое же омовение, которое совершается перед молитвой, не протирая голову и ноги.

5. Вылить на голову воду.

6. Омыть остальные части тела.

7. Перейти на другое место и омыть ноги.

Что запрещается тому, кто в состоянии полового осквернения

1. Молитва

2. Обход вокруг Каабы

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Обход вокруг Дома (Каабы) - молитва” [Приводится у ан-Насаи] .

3. Брать в руки Священный Коран

Аллах Всевышний сказал: “К нему прикасаются только очищенные” (Событие, 79)

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Не трогает Священный Коран никто, кроме очищенного” [Приводится у Имама Малика в “аль-Муатта”] .

4. Чтение Священного Корана

Передают, что ’Али, да будет доволен им Аллах, рассказывал: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приходил из отхожего места, (после чего) обучал нас Корану и ел с нами мясо. Ничто не удерживало его от чтения Корана, кроме (состояния) большого осквернения (джанаба)” [Приводится у ат-Тирмизи] .

5. Нахождение в мечети без уважительной причины

Аллах Всевышний сказал: “О те, которые уверовали! Не приближайтесь к намазу, будучи пьяными, пока не станете понимать то, что произносите, и будучи в состоянии полового осквернения, пока не искупаетесь, если только вы не являетесь путником” (Женщины, 43)

Молитва.

Обход вокруг Каабы.

Брать в руки Священный Коран.

Чтение Священного Корана.

Нахождение в мечети.

Полное омовение, предписанное Сунной

1. Полное омовение перед Пятничной молитвой.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Прекрасно поступит тот, кто совершит омовение (вуду) в пятницу, а кто совершит полное омовение, (пусть знает, что) полное омовение лучше” [Приводится у Абу Дауда] .

2. Полное омовение при одевании ихрама перед малым (умра) и большим (хадж) паломничеством

“Зайд бин Сабит рассказал, что он видел как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, снял одежду для одевания ихрама и искупался” [Приводится у ат-Тирмизи] .

3. Полное омовение после купания умершего

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Пускай искупается тот, кто искупал умершего” [Приводится у ибн Маджах] .

4. Полное омовение перед каждым совокуплением

Передают со слов Абу Рафи’а: “Однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обошел всех своих жен, купаясь у каждой из них. (Абу Рафи’) сказал: “Я сказал ему: “О, посланник Аллаха, почему бы тебе не искупаться один раз?” Он ответил: “Это лучше, прекрасней и чище” [Приводится у Абу Дауда] .

Не следует

1. Откладывать совершение полного омовения, чтобы не опоздать с совершением обязательной молитвы.

2. Оставлять женщине обязательную молитву, а нужно ее совершить, как только она очистится от месячных кровотечений.

Например, если женщина очистилась перед окончанием времени обязательной молитвы за такой промежуток, в который можно было бы совершить один ракат, то совершение этой молитвы становится для нее обязательным.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если кто-нибудь из вас успеет совершить (хотя бы) один ракат утренней молитвы до восхода солнца, пусть доведёт свою молитву до конца, и если успеет кто-либо из вас совершить (хотя бы) один ракат послеполуденной молитвы (‘аср) до захода солнца, пусть доведёт свою молитву до конца” [Хадис согласован] .

Омовение в исламском вероучении занимает особую роль, так как без него мусульманам нельзя совершать некоторые обряды поклонения. Под этим термином в исламе понимается процесс ритуального очищения, совершаемого верующими как минимум несколько раз в день.

Омовение бывает двух видов: малое («вуду», «тахарат»), а также полное («гусль»).

Тахарат

Малое омовение - разновидность ритуального очищения, выполняемая верующими регулярно и не требующая при его совершении полного обнажения.

В каких случаях необходимо совершать тахарат:

  • перед тем, как приступить к совершению молитвы (намаза);
  • перед чтением Священного Корана;
  • перед началом обхода вокруг Каабы.

Процедура выполнения вуду:

1. Произнести намерение для совершения омовения: для того чтобы приступить к тахарату, человек должен иметь соответствующее намерение, которое он может проговорить про себя.

2. Сказать слова «Бисмилляхир-Рахманир-Рахим» («Именем Аллаха Милостивого и Милосердного»).

3. Вымыть кисти рук до запястий: верующий должен промыть трижды ладони обеих рук до запястий, в обязательном порядке промывая участки между пальцами (желательно начать с правой руки).

4. Прополоскать рот: после рук следует трижды хорошо прополоскать рот, причём воду желательно преподносить к губам правой рукой.

5. Промыть носовые пазухи: мусульманин должен трижды промыть нос, втягивая воду из правой руки и убирая выделения - левой.

6. Вымыть лицо: для этого достаточно трижды ополоснуть лицо, чтобы каждый раз на всю его поверхность (вплоть до ушей) попала вода.

7. Вымыть руки до локтей: каждая рука, начиная с правой, последовательно промывается со всех сторон по три раза от запястья до локтевого сгиба.

8. Протирание головы, шеи и ушей: влажными ладонями необходимо протереть волосы, при этом предписывается затронуть как минимум четверть головы (обычно протирают движением правой рукой от макушки ко лбу). После этого большие пальцы рук перемещают под мочки ушей, а указательными протирают ушную раковину и слуховой канал. В завершении данного этапа следует тыльной стороной ладоней пройтись по шее, плавно перемещая руки с задней её части к передней.

9. Очищение стоп ног: в заключении по три раза промываются ступни ног до щиколоток, включая участки между пальцами. Здесь так же приветствуется выполнять процедуру, начиная с правой ноги.

Немаловажно знать, что обязательными действиями (фард) тахарата будут следующие: мытьё лица, рук до локтей, протирание шеи, ушей и головы, мытьё ног. Обязательность именно этих этапов обусловлена тем, что именно они упомянуты в Священном Писании мусульман:

«О те, которые уверовали! Когда вы встаёте на намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и умойте ваши ноги до щиколоток» (5:6)

Таким образом, после совершения вуду верующий пребывает в состоянии ритуальной чистоты, в котором он может совершать молитву, читать Коран и так далее. Это положение сохраняется до тех пор, пока верующий не совершит какое-либо действие, его нарушающее.

Что нарушает малое омовение:

  • справление нужды, включая выход газов;
  • потеря сознания;
  • сон, за исключением случаев, когда человек дремлет сидя или стоя;
  • выделение нечистот из тела человека в больших количествах (кровь, гной и т.д.);
  • прикосновение непосредственно к половым органам (т.е. не через ткань);
  • сильная рвота (при условии, что рвотные массы заполнили всю ротовую полость).

Гусль

Полное омовение - разновидность омовения, выполняемая в случае нахождения мусульманина в состоянии ритуального осквернения. В Коране Господь миров говорит нам:

«…Если вы осквернены, то мойтесь с головы до ног и очищайтесь…» (5:6)

Ситуации, при которых необходим ГУСЛЬ:

  • после интимной близости (для ритуального осквернения достаточным будет соприкосновение половых органов, даже если семяизвержения не произошло);
  • после семяизвержения, произошедшего не вследствие близости (например, если оно возникло по причине страстных ощущений в результате мыслей, или считающимся харамом просмотра изображений и видео с обнаженными телами, поллюции и т.д.);
  • постменструальный период у женщин (во время месячных женщина пребывает в состоянии ритуального осквернения, в связи с чем в такие дни ей даже запрещено молиться и . После завершения менструации женщинам следует совершить гусль);
  • послеродовой период у женщин (по окончании послеродовых кровотечений так же предписывается выполнить полное омовение);
  • после принятия ислама (после того, как человек произнёс шахаду и стал мусульманином, ему надлежит очиститься);
  • смерть (перед погребением тело каждого мусульманина необходимо омыть)

Будучи в состоянии ритуального осквернения верующий не имеет права:

  • читать и прикасаться к Священному Корану (если его текст полностью на арабском языке);
  • выполнять намаз;
  • посещать мечеть;
  • совершать обход вокруг Каабы.

Порядок совершения полного омовения:

    Намерение для совершения гусля: как и перед тахаратом, человек должен проговорить (можно мысленно) намерение;

    Произнести «Бисмилляхир-Рахманир-Рахиим»;

    Мытьё рук до запястий: промыть трижды руки до запястий, очищая при этом участки между пальцами (начать предпочтительнее с правой руки);

    Мытьё половых органов: делать это следует тщательно, чтобы устранить все нечистоты, и желательно левой рукой;

    Совершение всех действий малого омовения (вуду): при этом процедура мытья ладоней повторяется, а ступней ног откладывается до завершения гусля;

    Обливание головы: необходимо совершить его трижды и так, чтобы все волосы на голове, включая бороду и усы, оказались смоченными от кончиков и вплоть до корней;

    Обливание правой стороны тела: трижды и достаточным для этого количеством воды, но не допуская излишнего её расхода;

    Троекратное обливание левой стороны тела;

    Мытьё ног (включая участки между пальцами).

Как и тахарат, гусль содержит и обязательные, и желательные для совершения действия. Однако в отношении полного омовения в среде мусульманских правовых школ имеются некоторые расхождения. Если согласно ханафтскому мазхабу фардом при выполнении гусля считается полоскание рта, промывание носовой полости и обливание всего тела, то в шафиитском мазхабе - намерение, устранение нечистот и полное обливание.

Достоинства омовения

Совершать омовение верующим предписывается не только перед выполнением религиозных практик - состояние ритуальной чистоты должно быть присуще любому мусульманину практически постоянно. Тахарат и гусль в исламе считается благим делом, за выполнение которого полагается награда. Известный хадис Пророка Мухаммада (с.г.в.) гласит: «Если кто-то, пребывая в состоянии омовения, заново совершает его, тому Всевышний пишет 10 добрых дел» (ат-Тирмизи).

Кроме того, ритуальное очищение способствует стиранию грехов верующего, о чём говорится в следующем хадисе: «Когда мусульманин совершает омовение, то, омывая лицо, смывает все грехи, которые совершают глаза, омывая руки, смывает все грехи, которые он ими совершал, омывая ноги, смывает все грехи, которые он ими совершал, и таким образом человек станет чистым от грехов» (приводят Муслим и ат-Тирмизи).

Ещё одним достоинством омовения можно назвать тот факт, что оно способно ввести верующего в Рай. Посланник Аллаха (с.г.в.) однажды напутствовал: «Кто из вас совершит омовение, потом произнесёт , для того откроются все восемь райских врат» (хадис от Муслима).


Гусль это- полное омовение всего тела водой по правилам, установленным религией. Такое очищение является обязательным для каждого мусульманина и мусульманки после половой близости, семязвержения, менструальных циклов (хайд) и послеродового периода (нифас). Совершается чистой водой и недействительно в случае простого обтирания тела влажным полотенцем.
Тем, кто обязан совершить Г. (джунуб), запрещается в оскверненном состоянии читать Коран и прикасаться к нему, входить в мечети (за исключением некоторых особых случаев).
О необходимости совершения Г. говорится в аяте: «А если вы находитесь в ритуальном осквернении, то искупайтесь. Если же вы больны или находитесь в поездке, если кто-либо из вас справил нужду или соприкоснулся с женщиной и [при этом] не может найти воду, то совершайте омовение чистым мелким песком, обтирая им лицо и руки» (5:6).

Гусль в языковом значение — это пролитие воды на какое-либо место1. Также гусль — это вода, которой совершают купание.
В шариатском значении гусль — это омовение всего тела чистой водой. Гусль означает очищение тела от джанабы, хайда и нифаса.
Джанаба (большое осквернение) — это состояние, которое наступает в результате совершения полового акта независимо от того, сопровождался он семяизвержением или нет, либо после семяизвержения, сопровождающегося получением удовольствия (даже без полового акта).В шариатском значении гусль — это омовение всего тела чистой водой. Гусль означает очищение тела от джанабы, хайда и нифаса.
Рукн гусля — это омовение чистой водой всех участков тела, которые доступны для омовения.
Хукм гусля в этой жизни — дозволенность того, что было запретно до совершения гусля. Хукм в следующей жизни — награда за совершение гусля при условии, что у человека был соответствующий ният.

Вещей, которые делают гусль обязательным, семь:

1. Выход семени из полового органа.


Семя (المَنِي) мужчины — это жидкость белого цвета, густая, с запахом, напоминающим в жидком состоянии завязь финика или тесто, а в сухом состоянии — запах яичного белка. Семя женщины — это не густая жидкость с желтоватым оттенком.

Имамы Абу Ханифа и Мухаммад сказали, что для того, чтобы гусль стал обязательным, начало выхода семени из его источника должно сопровождаться сексуальным удовольствием, при этом не имеет значения, сопровождался ли удовольствием выход семени непосредственно из полового органа3. По мнению имама Абу Юсуфа, для обязательности гусля необходимо, чтобы удовольствие сопровождало не только начало выхода семени из его источника, но и непосредственно выход семени из полового органа.

Пример: Eсли человек после выхода семени совершил гусль, затем совершил молитву, но после молитвы у него вышли остатки семени, он обязан совершить гусль, по мнению имамов Абу Ханифы и Мухаммада (несмотря на то, что удовольствия в момент выхода семени он не ощутил), и не обязан, по мнению имама Абу Юсуфа. Однако намаз его действителен согласно мнению всех шейхов.

Мнение имамов Абу Ханифы и Мухаммада является сильным в мазхабе, однако в затруднительной ситуации4 человек имеет право последовать мнению имама Абу Юсуфа. Например, если человек, который знает, что ему будет сложно совершить гусль, почувствовал, что у него начинает выходить семя, сжал свой половой орган на какое-то время, а затем отпустил и семя вышло уже без сопровождающего его сексуального удовольствия, гусль для этого человека, по мнению имама Абу Юсуфа, необязателен.

Если у человека вышли остатки семени после того, как он справил малую нужду, проснулся или прошел какое-то расстояние, гусль совершать ему не требуется.

2. Введение головки полового органа (الحَشَفَة) мужчины5 во влагалище (или анальное отверстие) живой женщины.

Гусль необязателен, если введен палец, искусственный половой орган, половой орган мертвого человека, отсеченный половой орган или половой орган животного. Если часть головки полового органа отсутствует, для обязательности гусля ставится условием введение оставшейся ее части.

Если человек совершал половой акт через преграду6 и выхода семени не было, нужно совершить гусль из предосторожности, при этом не имеет значения, сопровождался половой акт удовольствием или нет.

3. Половой акт с мертвым человеком или животным, сопровождающийся выделением семени.

4. Если человек обнаружил не густую жидкость на том месте, где спал, не помнит, были ли во сне поллюции, и сомневается, мани7 это или мази8 (المَذْي), или же сомневается, мани это или вади9 (الوَدْي), то, согласно мнению имамов Абу Ханифы и Мухаммада, он обязан совершить гусль, а по мнению имама Абу Юсуфа — не обязан. Если же он сомневается, вади это или мази, гусль не является обязательным, согласно мнению всех шейхов. Если человек помнит, что перед отходом ко сну его половой орган находился в возбужденном состоянии, совершать гусль он не обязан, так как эта жидкость скорее всего — мази, а ее выход не делает обязательным гусль.

5. Если человек после пребывания в состоянии алкогольного опьянения или после обморока обнаружил следы, которые, по его мнению, с уверенностью более 50% являются следами выделения семени, он обязан совершить гусль из предосторожности.

6. Гусль становится обязательным после того, как женщина очистилась от хайда и нифаса.

7. Человек, который принял Ислам, обязан совершить гусль, если до Ислама он пребывал в состоянии джанаба, хайда или нифаса и перед принятием Ислама не совершил гусль.

На общине мусульман лежит обязанность (фард-кифая) совершить полное омовение умершего мусульманина. Исключение делается для человека, который совершил определенные виды преступлений, например, отказался подчиняться закону.

Фарды Гусля:

1. Полоскание носа.
2. Полоскание рта.
3. Омовение всего тела.

Человек обязан удалить с тела все, что мешает попаданию воды на кожу, например, воск или тесто. Исключение делается для маляра (если он совершит гусль поверх краски на своем теле, его гусль действителен). Если у человека грязь под ногтями, его гусль действителен, при этом не имеет значения, где он живет, — в городе или в деревне.
Омыть все тело обязательно один раз.
далее:
4. Мужчина, которому не было сделано обрезание, обязан отодвинуть крайнюю плоть и довести воду до головки полового органа. Если данное действие приносит ему боль или вызывает затруднения, дозволено не делать этого.
5. Омовение пупка, включая его внутреннюю часть.
6. Если у человека есть какие-либо складки или углубления на теле, он обязан промыть их. Если образовавшиеся складки кожи срослись, человек не обязан раздвигать/разрывать их, чтобы промыть, если это причиняет ему боль.
7. Если у мужчины на голове заплетены косы, он обязан расплести их для совершения гусля, так как попадание воды на все волосы мужчины является обязательным. Согласно единодушному мнению ученых ханафитского мазхаба, женщине дозволено не расплетать косы, если они не мешают попаданию воды на кожу головы. Женщина может промыть только внешнюю часть кос, не доводя воду внутрь косы. Если косы мешают промыть корни волос, расплести их — фард.
8. Мужчина обязан во время гусля полностью омыть бороду и кожу под бородой, даже если она очень густая.
9. Омовение усов и кожи под ними.
10. Омовение бровей и кожи под ними.
11. Женщина обязана омыть внешнюю часть полового органа.

Суннаты Гусля:

1. Произнесение басмалы во время омовения кистей рук перед совершением гусля.
2. Выражение намерения (нията) в сердце на совершение гусля одновременно с произнесением басмалы.
3. Омовение кистей рук, включая запястья.
4. Удаление наджасы с тела до начала совершения гусля после омовения кистей рук.
5. Омыть половые органы и область заднего прохода.
6. Совершение малого омовения перед началом гусля2.
7. Омовение ног в конце совершения гусля, если человек стоит в месте, где собирается вода.
8. Троекратное омовение всего тела.
9. Начинать полное омовение с головы.
10. После омовения головы, лить воду сначала на правое плечо, затем на левое.
11. Протирание частей тела (الدَلْك) после того, как человек первый раз полностью омыл тело водой.
12. Непрерывное совершение омовения.

Адабы гусля:

Адабы гусля такие же, как адабы вуду, но во время совершения гусля человеку не следует поворачиваться в сторону киблы, так как открыт его аурат. Также следует сохранять молчание и оставить произнесение дуа.
Желательно совершать гусль в месте, где тебя никто не видит.
После совершения гусля желательно совершить два раката намаза, как и после вуду.
Нежелательные действия во время гусля те же, что в вуду. Исключением является произнесение дуа: во время вуду дуа являются мандубом, а во время гусля — макрухом.

Ситуации, в которых желательно совершить гусль


Существует четыре случая, в которых гусль является сунной.
1. Перед пятничным намазом.
Согласно мнению имама Абу Юсуфа, гусль следует совершить именно для намаза, а не для дня джума. Таким образом, если человек совершит гусль перед пятничным намазом, но после этого у него нарушится малое омовение, он не будет считаться исполнившим сунну. И данное мнение является самым сильным в ханафитском мазхабе.
2. Перед двумя праздничными намазами (Идуль-Фитр и Идуль-Адха).
Гусль для праздничных намазов следует совершать так же, как и для пятничного, — непосредственно перед намазом.
3. Перед вхождением в ихрам во время хаджа или умры.
Гусль в данном случае совершается не с целью ритуального очищения, а для очищения тела от грязи и устранения неприятного запаха, поэтому такой гусль является сунной даже для женщины во время хайда или нифаса. Если воды для совершения гусля нет, совершать таяммум не нужно.
4. Во время стояния на Арафате при совершении хаджа, когда солнце вышло из зенита.

Разъяснение ситуаций, в которых желательно (мандуб) совершить полное омовение

Гусль желательно совершить:

1. Человеку, который принял Ислам, будучи чистым от джанабы, хайда и нифаса.
2. Человеку, который достиг возраста совершеннолетия2, но до этого не наблюдал у себя признаков совершеннолетия3.
3. Тому, кто обрел рассудок после сумасшествия, протрезвел после опьянения или очнулся после обморока.
4. После совершения хиджамы.
5. После омовения покойника.
6. В ночь Бараат.
7. Тому, кто понял, что наступила Лейлятуль-Кадр5.
8. При посещении Медины.
9. Во время пребывания в Муздалифа с наступлением времени фаджра праздничного дня.
10. Перед тем, как войти в Мекку для совершения какого-либо тавафа.
11. Перед тем, как совершить таваф аз-зияра (طواف الزيارة).
12. Перед совершением намазов солнечного и лунного затмений.
13. Перед испрашиванием дождя с помощью дуа, истигфара или намаза.
14. После испуга.
15. После того, как в дневное время неожиданно темнеет.
16. Во время урагана или сильного ветра.
17. После покаяния, возвращения из путешествия, окончания истихады, человеку, которого хотели убить, но не убили, перед бросанием камней во время хаджа, человеку, который не знает, на какое именно место на его теле попала наджаса.

Ответ шейха: «В шафиитском мазхабе, купание (гусль) включает в себя и малое (частичное) омовение (вузуъ), так как полное омовение (или купание, гусль) считается большим, по сравнению с малым омовением, поэтому купание включает в себя и малое (частичное) омовение , и другие виды купания. Исходя из этого, если мужчина, например, совершает обязательное купание от джанабы (состояния полового осквернения) или женщина купается после менструального цикла, то в данном случае, это купание включает в себя также и малое обязательное омовение, то есть, человек после обязательного купания считается имеющим и малое (частичное) омовение (см. примечание). Также, если человек купается в пятничный день или в праздничный день, чтобы частичное омовение стало действительным, ему обязательно нужно сделать намерение и на частичное омовение, и это такое купание также включает в себя и частичное омовение (если было сделано намерение и при купании не было обстоятельств, нарушающих малое омовение)».

Вопрос: «Я совершил намаз, будучи убеждённым, что был обращён в сторону киблы. Но после понял, что ошибся, так как выяснилось, что кибла была в другой стороне. Что мне делать?»

Ответ шейха: «Если вы обнаружили это, пока не завершилось время данного намаза, то вам следует совершить намаз повторно. Например: вы после исполнения обеденного намаза обнаружили, что кибла находится в другом направлении, то,если не наступило время предвечернего намаза, необходимо совершить обеденный намаз повторно. Если же время намаза прошло, возмещать намаз не нужно, так как ты выполнил то, что было велено тебе Всевышним, то есть, ты совершил намаз, думая, что обратился в сторону священной мечети (сторону киблы), Всевышний - Щедрый, и в данном случае не нужно возмещать намаз, иншаАллах, такой намаз будет засчитан действительным. Почему же необходимо совершить повторно намаз, если не наступило время следующего намаза? Потому, что было обнаружено, что намаз совершён неправильно и есть время совершить его повторно правильным образом, пока не упущено время».

Вопрос: «Мне тяжело совершать омовение, намаз. Иногда мне удаётся преодолеть свой нафс, и я с лёгкостью совершаю омовение и намаз. Но иногда я с трудом справляюсь с нафсом и страстями. Как мне быть?»

Ответ шейха: «Необходимо проявлять постоянство и не терять надежды. Всё это является испытанием. Поэтому вам необходимо быть усердным, чтобы пришла помощь от Всевышнего и тогда вы сможете совершать поклонение с лёгкостью, не испытывая затруднений. Это экзамен, который необходимо сдать успешно. Но успех может быть достигнут при соблюдении постоянства. Не теряйте надежды при преобладании над вами нафса или страстей, во второй, третий раз вы почувствуете податливость нафса при совершении благих деяний. Необходимо быть убеждённым в милости Аллаха.

Второй способ – это поминание Аллаха. Поминайте Аллаха часто вне намаза, и вы ощутите, что ваш нафс начинает подчиняться вам при совершении омовения, намаза и других видов богослужений. Аллах говорит) смысл:

وَلَذِكْرُ اللَّهِ أَكْبَرُ

«А поминание Аллаха – самое главное » Коран, 29:45».

Перевод с арабского: Мухаммадариф Абдулаев



Примечание: чтобы малое омовение считалось действительным, при купании не должны быть совершены действия, которые портят малое омовение (см. Обстоятельства, нарушающие частичное омовение).