Мы испытываем разные чувства презентация. Презентация "эмоции человека". Зачем нужны эмоции

Мы испытываем разные чувства презентация. Презентация
Мы испытываем разные чувства презентация. Презентация "эмоции человека". Зачем нужны эмоции

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ: 1.ОБЩЕЕ ПОНЯТИЙ ОБ ЭМОЦИЯХ И ЧУВСТВАХ. 2.ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ФОРМ ПЕРЕЖИВАНИЙ ЧЕЛОВЕКА. 3.КЛАССИФИКАЦИЯ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ 4.ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ В АДАПТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА. ВИДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ. 5.ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ. РЕГУЛЯЦИЯ И САМОРЕГУЛЯЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ.

3 слайд

Описание слайда:

ЛИТЕРАТУРА 1.БЕРЕЗОВИН, Н. А. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ Н. А. БЕРЕЗОВИН, В. Т. ЧЕПИКОВ, М. И. ЧЕХОВСКИХ – МН.: НОВОЕ ЗНАНИЕ, 2004. 2.МАКЛАКОВ, А.Г. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ. А. Г. МАКЛАКОВ. – ПИТЕР, 2001 3.НЕМОВ Р.С. ПСИХОЛОГИЯ: УЧЕБ. ДЛЯ СТУД. ВЫШ. ПЕД. УЧЕБ. ЗАВЕДЕНИЙ: В 3 КН.-4-Е ИЗД.-М.: ГУМАНИТ. ИЗД.ЦЕНТР ВЛАДОС, 2001.-КН.1: ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ.-688С.

4 слайд

Описание слайда:

1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОБ ЭМОЦИЯХ И ЧУВСТВАХ. ЧУВСТВА - ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ФОРМ ПЕРЕЖИВАНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ СВОЕГО ОТНОШЕНИЯ К ПРЕДМЕТАМ И ЯВЛЕНИЯМ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩАЯСЯ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ И ВОЗНИКАЮЩАЯ ПРИ УДОВЛЕТВОРЕНИИ ИЛИ НЕУДОВЛЕТВОРЕНИИ ВЫСШИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ.

5 слайд

Описание слайда:

1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОБ ЭМОЦИЯХ И ЧУВСТВАХ. ЭМОЦИИ - ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ФОРМА ПЕРЕЖИВАНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ СВОЕГО ОТНОШЕНИЯ К ПРЕДМЕТАМ И ЯВЛЕНИЯМ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, ОТЛИЧАЮЩАЯСЯ НЕПОСРЕДСТВЕННЫМ И ПРИСТРАСТНЫМ ХАРАКТЕРОМ И ОБУСЛОВЛЕННАЯ АКТУАЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ СУБЪЕКТА.

6 слайд

Описание слайда:

ОТЛИЧИЯ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ ОТЛИЧИЕ ЧУВСТВ ОТ ЭМОЦИЙ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО ЧУВСТВА СВЯЗАНЫ С ВЫСШИМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ ЧЕЛОВЕКА (ПОЗНАВАТЕЛЬНЫМИ, НРАВСТВЕННЫМИ, ЭСТЕТИЧЕСКИМИ) И ПОТОМУ ОБЛАДАЮТ БОЛЬШЕЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ И ПОСТОЯНСТВОМ. ЭМОЦИИ ЖЕ ВОЗНИКАЮТ В ОТВЕТ НА КОНКРЕТНУЮ СИТУАЦИЮ.

7 слайд

Описание слайда:

ОТЛИЧИЯ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ 1. ЧУВСТВА ОБЛАДАЮТ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ И ПОСТОЯНСТВОМ, А ЭМОЦИИ СВЯЗАНЫ С КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИЕЙ 2. ЧАЩЕ ВСЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЭМОЦИЙ СВЯЗЫВАЮТ С УДОВЛЕТВОРЕНИЕМ БОЛЕЕ ПРОСТЫХ, ЕСТЕСТВЕННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ, А ЧУВСТВА ВОЗНИКАЮТ В СВЯЗИ С ВЫСШИМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ. ПОЭТОМУ ЧУВСТВА ПРИЗНАЮТ В БОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ СОЦИАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННЫМИ ПЕРЕЖИВАНИЯМИ, НЕЖЕЛИ ЭМОЦИИ.

8 слайд

Описание слайда:

М. БИТЯНОВА «ЭМОЦИИ ДАНЫ НАМ ПРИРОДОЙ, И ДАЖЕ ЕСЛИ МЫ НЕ ОСОЗНАЕМ СВОИХ ЭМОЦИЙ, МЫ ИХ ИСПЫТЫВАЕМ. ЧУВСТВА ЖЕ - ВЕЛИЧАЙШЕЕ ДОСТОЯНИЕ, КОТОРОЕ НУЖНО ЕЩЕ ОБРЕСТИ. ЧЕЛОВЕК ВОЛЕН РАЗВИВАТЬ ЧУВСТВА, ОТКРЫВАЯ ДЛЯ СЕБЯ ВСЕ НОВЫЕ И НОВЫЕ КРАСКИ ОКРУЖАЮЩЕГО И СОБСТВЕННОГО ВНУТРЕННЕГО МИРА, ИЛИ ОСТАВАТЬСЯ СУЩЕСТВОМ С НЕМУДРЕНЫМ НАБОРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ: НАЕЛСЯ - УДОВОЛЬСТВИЕ, НЕ ВЫСПАЛСЯ - РАЗДРАЖЕНИЕ, ПОПАЛСЯ НА НИЗКОМ ПОСТУПКЕ - СТРАХ, НЕ ПОПАЛСЯ - ЗЛОРАДСТВО»

9 слайд

Описание слайда:

ОТЛИЧИЯ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ 3. ЧУВСТВА ЧАЩЕ ПРИЗНАЮТСЯ БОЛЕЕ ГЛУБОКИМИ ПЕРЕЖИВАНИЯМИ, А ЭМОЦИИ СЧИТАЮТСЯ БОЛЕЕ ЭКСПРЕССИВНЫМИ (ВЫРАЖАЕМЫЕ ЧЕРЕЗ МИМИКУ, ВЗГЛЯД, РЕЧЬ И ДРУГИЕ СРЕДСТВА КОММУНИКАЦИИ).

10 слайд

Описание слайда:

ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА ИГРАЮТ ВАЖНУЮ РОЛЬ ВО ВСЕЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. В КАЧЕСТВЕ ИХ ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ ВЫДЕЛЯЮТСЯ: ОТРАЖАТЕЛЬНАЯ - (В ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЯХ ОТРАЖАЕТСЯ ЖИЗНЕННАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ДЕЙСТВУЮЩИХ НА ЧЕЛОВЕКА ЯВЛЕНИЙ И СИТУАЦИЙ. ВСЕ, СПОСОБСТВУЮЩЕЕ ИЛИ ОБЛЕГЧАЮЩЕЕ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ, КАК ПРАВИЛО, ВЫЗЫВАЕТ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ, И, НАОБОРОТ, ВСЕ, ЧТО ЭТОМУ ПРЕПЯТСТВУЕТ, - ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ);

11 слайд

Описание слайда:

СИГНАЛЬНАЯ - (СОДЕЙСТВИЕ ОРИЕНТИРОВКЕ ЧЕЛОВЕКА В ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, В ОЦЕНКЕ ОБЪЕКТОВ И ЯВЛЕНИЙ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИХ ЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ ИЛИ НЕЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ, ПОЛЕЗНОСТИ ИЛИ ВРЕДНОСТИ); ПРИСПОСОБИТЕЛЬНАЯ - (БЛИЗКАЯ К ПРЕДЫДУЩЕЙ ФУНКЦИИ, НО В БОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ УКАЗЫВАЮЩАЯ НА ВАЖНОСТЬ ПЕРЕЖИВАНИЙ В НОВЫХ, ИЗМЕНЯЮЩИХСЯ УСЛОВИЯХ ДЛЯ НАИБОЛЕЕ ОПТИМАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ К НИМ); РЕГУЛЯТИВНАЯ - (ЧЕРЕЗ УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ И ЧУВСТВАМИ ЧЕЛОВЕК ВЛИЯЕТ НА СВОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ОТНОШЕНИЯ);

12 слайд

Описание слайда:

ВОЗДЕЙСТВИЯ - (ЗАЧАСТУЮ, ВЫРАЖАЯ ТЕ ИЛИ ИНЫЕ ЭМОЦИИ, ЧЕЛОВЕК ТЕМ САМЫМ СТРЕМИТСЯ ОКАЗАТЬ ВЛИЯНИЕ НА ПОВЕДЕНИЕ, ОТНОШЕНИЕ, УСТАНОВКИ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ); ЗАЩИТНАЯ - (НАШИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ЗАЧАСТУЮ «ПОДСКАЗЫВАЮТ» НАМ О ВНЕШНИХ ИЛИ ВНУТРЕННИХ УГРОЗАХ, О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ УДЕЛИТЬ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИИ. ДАННАЯ ФУНКЦИЯ ТАКЖЕ ВЫРАЖАЕТСЯ В СВОЕГО РОДА «РАЗРЯДКЕ» НАКОПИВШЕЙСЯ ЭНЕРГИИ, В ЗАЩИТЕ ОТ ПЕРЕГРУЗОК И ДР.).

13 слайд

Описание слайда:

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ПРОЯВЛЕНИЕ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ СВЯЗАНО СО СЛОЖНОЙ КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТОЙ КОРЫ, ПОДКОРКИ И ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. ВАЖНЕЙШУЮ РОЛЬ В ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЯХ ЧЕЛОВЕКА ВЫПОЛНЯЕТ КОРА БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА. И П. ПАВЛОВ ПОКАЗАЛ, ЧТО ОНА РЕГУЛИРУЕТ ПРОТЕКАНИЕ И ВЫРАЖЕНИЕ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ, КОНТРОЛИРУЕТ ПРОЦЕССЫ, ПРОИСХОДЯЩИЕ В ОРГАНИЗМЕ. КОРА ОКАЗЫВАЕТ ВЛИЯНИЕ НА ПОДКОРКОВЫЕ ЦЕНТРЫ.

14 слайд

Описание слайда:

В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ ПОДКОРКА ОКАЗЫВАЕТ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ НА КОРУ БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ, ВЫСТУПАЯ В КАЧЕСТВЕ ИСТОЧНИКА ИХ СИЛЫ. В НЕЙ НАХОДЯТСЯ ЦЕНТРЫ, УПРАВЛЯЮЩИЕ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМОЙ И РЕГУЛИРУЮЩИЕ РАБОТУ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ. ЭТИМ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ТЕСНАЯ СВЯЗЬ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ С МНОГООБРАЗНЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ФУНКЦИЯХ ОРГАНИЗМА: С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СЕРДЦА, КРОВЕНОСНЫХ СОСУДОВ, ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ, С ИЗМЕНЕНИЯМИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СКЕЛЕТНЫХ МЫШЦ (МИМИКА, ПАНТОМИМИКА), ЖЕЛЕЗ ВНЕШНЕЙ (СЛЮННЫЕ, СЛЕЗНЫЕ, ПОТОВЫЕ) И ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ.

15 слайд

Описание слайда:

ПОСЛЕДНИЕ ЭЛЕКТРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОКАЗАЛИ, ЧТО В ПРОЯВЛЕНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ УЧАСТВУЕТ РЕТИКУЛЯРНАЯ ФОРМАЦИЯ, КОТОРАЯ АКТИВИЗИРУЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДРУГИХ МЕХАНИЗМОВ МОЗГА, ТАЛАМУС (ЗРИТЕЛЬНЫЕ БУГРЫ), ГИПОТАЛАМУС (ПОДБУГОРНАЯ ОБЛАСТЬ), ЛИМБИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ, НАХОДЯЩУЮСЯ МЕЖДУ ДРЕВНИМИ ПОДКОРКОВЫМИ ОБРАЗОВАНИЯМИ И НОВОЙ КОРОЙ БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ. СИСТЕМА ПЕРЕЖИВАНИЯ МОГУТ ВОЗНИКНУТЬ НЕ ТОЛЬКО ПРИ НЕПОСРЕДСТВЕННОМ ВОЗДЕЙСТВИИ ПРЕДМЕТОВ, НО МОГУТ БЫТЬ ВЫЗВАНЫ СЛОВАМИ. ЛИШЬ ПРИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВТОРОЙ СИГНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВОЗМОЖНО ФОРМИРОВАНИЕ СЛОЖНЫХ ЧУВСТВ ЧЕЛОВЕКА.

16 слайд

Описание слайда:

ВОЗНИКАЮЩИЕ В ХОДЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ И ЧУВСТВЕННЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ (ВЕГЕТАТИВНЫЕ, БИОХИМИЧЕСКИЕ, ЭЛЕКТРО-ЭНЦЕЛОГРАФИЧЕСКИЕ И ДР.) НАРЯДУ С ДРУГИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ (МИМИЧЕСКИМИ, РЕЧЕВЫМИ И ДР.) ВЫСТУПАЮТ ВАЖНЕЙШИМИ ИНДИКАТОРАМИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА. ЭТО УЧИТЫВАЕТСЯ КАК ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ, ТАК И В НЕКОТОРЫХ ДРУГИХ СФЕРАХ (КОСМИЧЕСКОЙ, СУДЕБНОЙ И ДР.).

17 слайд

Описание слайда:

ТЕОРИЙ ЭМОЦИЙ. ЭВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИЯ Ч.ДАРВИНА. ЭМОЦИИ, СОГЛАСНО ЭТОЙ ТЕОРИИ, ПОЯВИЛИСЬ В ПРОЦЕССЕ ЭВОЛЮЦИИ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ КАК ЖИЗНЕННО ВАЖНЫЕ ПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ АДАПТАЦИИ ОРГАНИЗМА К УСЛОВИЯМ И СИТУАЦИЯМ ЕГО ЖИЗНИ.

18 слайд

Описание слайда:

ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ П.В. СИМОНОВА. ЭМОЦИЯ ВОЗНИКАЕТ ТОГДА, КОГДА ПОЯВЛЯЕТСЯ РАССОГЛАСОВАНИЕ МЕЖДУ ТЕМ, ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ, И ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ УДОВЛЕТВОРИТЬ ПОТРЕБНОСТЬ (НЕОБХОДИМАЯ ИНФОРМАЦИЯ), И ТЕМ, ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ ИЗВЕСТНО. НА ЭТОЙ ОСНОВЕ СОЗДАНА СВОЕОБРАЗНАЯ ФОРМУЛА ЭМОЦИЙ Э = П(Н – С), ГДЕ Э – ЭМОЦИЯ; П - ПОТРЕБНОСТЬ (В ФОРМУЛЕ ОНА БЕРЕТСЯ С ОТРИЦАТЕЛЬНЫМ ЗНАКОМ «-»); Н – ИНФОРМАЦИЯ, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ; С - ИНФОРМАЦИЯ, КОТОРУЮ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ, ТО, ЧТО ИЗВЕСТНО.

19 слайд

Описание слайда:

ТЕОРИЙ ЭМОЦИЙ. ПСИХООРГАНИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ДЖЕМСА. ОПРЕДЕЛЁННЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ ХАРАКТЕРНЫ ДЛЯ РАЗНЫХ ЭМОЦИЙ - СТРАХА, ВОСТОРГА, ГНЕВА, ВОЛНЕНИЯ. СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ТЕЛЕСНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ БЫЛИ НАЗВАНЫ ОРГАНИЧЕСКИМИ ПРОЯВЛЕНИЯМИ ЭМОЦИЙ. ИМЕННО ОРГАНИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ, В СООТВЕТСТВИИ С ЭТИМ ПОДХОДОМ, ВЫСТУПАЮТ ПЕРВОПРИЧИНАМИ ЭМОЦИЙ. ПСИХООРГАНИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ КЕННОНА – БАРДА. ТЕЛЕСНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ, НАБЛЮДАЕМЫЕ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ РАЗНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ, ВЕСЬМА ПОХОЖИ ДРУГ НА ДРУГА И ПО РАЗНООБРАЗИЮ НЕДОСТАТОЧНЫ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ОБЪЯСНИТЬ КАЧЕСТВЕННЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ВЫСШИХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЯХ ЧЕЛОВЕКА. БАРД ПОКАЗАЛ, ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ И ТЕЛЕСНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ, И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, ВОЗНИКАЮТ ПОЧТИ ОДНОВРЕМЕННО

20 слайд

Эмоции и чувства

Подготовила: Хижняк Н.В.


Эмоции в жизни это самые разнообразные реакции человека – от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроений.


Эмоции и чувства.

Эмоции - это особый вид психологических состояний человека, они проявляются в виде переживаний, ощущений, настроения, чувств, сопровождают все психические процессы и состояния.

Чувства ( англ. sentiments ) – устойчивые эмоциональные переживания человека, возникающие в процессе его отношений с окружающим миром.



Эмоции – это особый класс субъективных психических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение актуальных потребностей человека.



Фундаментальные эмоции (по К. Изарду):

  • Фундаментальные эмоции обеспечиваются врожденными нейронными программами.
  • У человека, переживающего эмоцию, можно зафиксировать изменение электрической активности мышц лица, мозга, изменение в функционировании кровеносной и дыхательной систем.
  • Эмоции могут омрачить восприятие окружающего мира или расцветить его яркими красками.

1.Интерес; 2. Радость; 3. Удивление 4. Страдание;

5. Гнев;

6. Отвращение; 7. Презрение; 8. Страх; 9. Стыд; 10. Смущение.


Эмоции по интенсивности длительности:

Настроение это относительно слабо выраженное эмоциональное состояние, захватывающее в течение некоторого времени всю личность и отражающееся на деятельности, поведении человека.

Аффекты – это кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, носящая характер эмоционального взрыва.

Страсть - сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти всех его устремлений и сил.


Настроение

Аффекты

Устойчивое, длительное эмоциональное состояние.

Сильное, кратковременное, бурно протекающее эмоциональное состояние, характеризующееся изменением сознания и нарушением волевого контроля.

Страсти

Возникает в результате действия, поступка и их соответствия потребностям и целям.

Различаются:

Эмоциональное состояние, повышенного напряжения, сплав эмоций, мотивов, чувств, сконцентрированных вокруг предмета страсти.

  • По продолжительности (кратковременное, длительное (несколько дней, недель))
  • По степени выраженности;
  • По управляемости волей.

Отличительные признаки:

Быстрота, бурность протекания, резко выраженные органические изменения, двигательные реакции, является результатом накапливаемого эмоционального состояния.

Причины настроения:

События, состояние здоровья,

Окружающая обстановка, погода и т.д.


Эмоции по степени мобилизации организма:

Астенические

Стенические

Уменьшают активность, энергию человека, угнетают жизнедеятельность.

Повышают активность, энергию, вызывают подъем, возбуждение, бодрость, напряжение.


Классификация эмоций:

  • По качеству, интенсивности, глубине, осознанности, выполняемым функциям, воздействием на организм;
  • По психологическим процессам

с которыми они связанны;

  • По предметному содержанию и направленности на себя, других, настоящее, прошлое, будущее.

Эмоции проявляются:

  • В мимике (выразительные движения лица)
  • В пантомимике (выразительные движения всего тела – поза, жест)
  • В вокально-голосовой мимике (интонация, выразительные паузы, повышение или понижение голоса, смысловое ударение)

Чувства – еще один вид эмоциональных состояний – более длительные, чем эмоции, психические состояния, имеющие предметный характер.


Нравственные чувства:

Моральные (нравственные) чувства - высшие чувства, переживания, связанные с отношением человека к другим людям, к обществу и к своим общественным обязанностям.

  • чувство долга,
  • гуманность,
  • доброжелательность,
  • любовь,
  • патриотизм,
  • сочувствие и другие.

Аморальные чувства , отражают отношение личности к другим, к делу, к труду и к себе,

связанны с нарушением норм нравственности.

  • жадность,
  • эгоизм,
  • жестокость и другие.

Интеллектуальные ( познавательные ) чувства:

П роявляются как любопытство, удивление, недоумение, пренебрежение, убежденность, сомнение и др.

Они базируются на безусловном рефлексе, связанном с ориентаций, и вызваны потребностями в познании и интересом к новому.

  • Удивление,
  • любопытство,
  • любознательность,
  • уверенность,
  • сомнение
  • Недоумение и другие.

Эстетические чувства:

Эстетические чувства - это отношение человека к прекрасному и уродливому, связанное с пониманием красоты, гармонии, возвышенного и трагического.

  • Восторг,
  • радость,
  • презрение,
  • отвращение,
  • тоска,
  • страдание и другие.

Спасибо за внимание !

«ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА»

Исполнитель : Студентка 2 «А» группы Пасевин Валерия


1.Общее понятие об эмоциях и чувствах человека, функции эмоций, отличия эмоций от чувств.

2.Физиологические механизмы эмоций. Теории эмоций

3.Классификация видов эмоций.

4.Характеристика эмоциональных состояний: настроение, аффект, фрустрация, стресс, тревожность.

5.Высшие чувства

6.Эмоции и чувства у младшего школьника

7.Способы регуляции эмоциональных состояний человека.

8.Список литературы.


«Ничто - ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования... В мыслях наших мы можем сами себя обманывать, но чувствования наши скажут нам, что мы такое: не то, чем бы мы хотели быть, но то, что мы такое на самом деле».

К.Д. Ушинский


1.Общее понятие об эмоциях человека

  • Термин «эмоция» (от лат. emovere - потрясаю, волную ) означает неравнодушное отношение к различным событиям и ситуациям в жизни.

Эмоции – это особый класс субъективных психологических состояний , отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности . (Немов Р.С.)

Эмоции – это субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей , проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия , радости, страха и т. д. (Леонтьев А. Я., Судаков К. Я.)


1.Общее понятие об чувствах человека

  • Чувства - устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами.

Согласно традициям отечественной психологии, принято выделять чувства как особый подкласс эмоциональных процессов .

Чувства возникают как обобщение многих эмоций , направленных на определенный объект . Чувства выражаются через эмоции в зависимости от того, в какой ситуации находится объект их выражения.


1. Отличия эмоций от чувств

  • Понятия «эмоции» и «чувства» нередко употребляют как синонимы, хотя они и отличаются друг от друга.

Чувство - более сложное, постоянное, устоявшееся эмоциональное отношение человека. Чувства выражаются в эмоциях , но они всегда предметны , т.е. мы испытываем чувства к чему-то или кому-то, имеющим для нас постоянную мотивационную значимость .

Эмоции - более простое, непосредственное переживание в данный момент. Говорят о разных эмоциональных состояниях человека в различных ситуациях.

1. Функции эмоций

Функции

  • Отражательно-оценочная

Характеристика

Эмоции оценивают значимость предметов и ситуаций; являются системой сигналов , посредством которой субъект узнает о значимости событий .

  • Побудительная функция

Из оценки происходящего вытекает побуждение к действию.

  • Активирующая функция
  • Регулирующая функция

Эмоции обеспечивают оптимальный уровень деятельности центральной нервной системы и ее отдельных структур.

  • Синтезирующая функция

Эмоции влияют на направление и осуществление деятельности субъекта.

Эмоции соединяют, синтезируют в единое целое отдельные сопряженные во времени и пространстве события и факты.

  • Смыслообразование

Эмоции служат сигналом смыслообразующей силы мотива .

  • Защитная функция

Сильное эмоциональное переживание, как страх, предупреждает человека о реальной или мнимой опасности, способствуя тем самым лучшему продумыванию возникшей ситуации.

  • Экспрессивная функция

Эмоции за счет своего экспрессивного компонента принимают участие в установлении контакта с другими людьми в процессе общения с ними и воздействия на них.

1 . Отличительные особенности эмоций

Особенности

Характеристика

Субъективный характер

Отношение, которое выражается в эмоциях , всегда носит личный, субъективный характер.

Крайнее многообразие качественных особенностей

Эмоциональные состояния позволяют судить о чрезвычайно большом числе и разнообразии эмоций : чувство голода, жажды, наслаждения, отвращения, чувство решительности, уверенности в своих силах, чувство гордости.

Пластичность

Одна и та же по своему качеству эмоция может переживаться человеком во многих оттенках и степенях в зависимости от причин, ее вызвавших, объектов или видов деятельности, с которыми она связана.

Связь с внутриорганическими процессами

Эта связь имеет двоякий характер: 1 ) внутриорганические процессы являются сильнейшими возбудителями многих эмоций , 2) все эмоции в той или иной форме и степени находят свое выражение в телесных проявлениях.

Связь с непосредственным переживанием собственного «Я»

Даже самые слабые эмоции захватывают всего человека в целом , сопровождаются острыми ощущениями собственной личности в ее органической целостности и противопоставленности внешней среде.


1. Физиологическое выражение эмоций

  • Эмоции выражаются в уровне тонического напряжения мышц .
  • Одним из наиболее чувствительных индикаторов изменения эмоционального состояния человека является его голос.
  • Важным компонентом эмоций являются изменения активности вегетативной нервной системы .

2. Физиологические механизмы эмоций

2. Нейроанатомия эмоций

В 1937 году Пейпец выдвинул гипотезу о том, что различные структуры мозга образуют функциональный синцитий для формирования эмоций . Источником возбуждения является гипоталаму с.

3. Нейробиохимия эмоций

Модальность эмоций определяется взаимоотношением норадренергической, дофаминергической, серотонинергической, холинергической систем и целым рядом нейропептидов. С ростом серотонина в мозге настроение у человека поднимается, а его истощение вызывает состояние депрессии.


2. Теории эмоций

1. В XVIII – XIX вв . не было единой точки зрения на происхождение эмоций, однако самой распространенной была интеллектуалистическая позиция : «телесные» проявления эмоций являются следствием психических явлений (Гебарт)

«Периферическая» теория эмоций Джеймса-Ланге

Возникновение эмоций обусловлено внешними воздействиями, приводящими к физиологическим сдвигам в организме. Физиолого-телесные периферические изменения стали их причиной.

«Таламическая» теория эмоций Кэннона-Барда

Круг Папеса и теории активации

Эмоции и соответствующие им сигналы активизации вегетативных функций возникают в таламусе. Психол. переживание и физиологические реакции возникают одновременно.

Эмоция – результат активности сложной сети мозга , называется « Кругом Папеса».


2. Теории эмоций

2. Когнитивные теории эмоций . Открывают природу эмоций через механизмы мышления.

Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера

В эмоциях большую роль играют когнитивно-психологические факторы. Положительные эмоции возникают тогда, когда реальные результаты Деятельности согласуются с намеченным планом .

Информационная теория эмоций П.В. Симонова

В символической форме представлена совокупность функций , влияющих на возникновение и характер эмоций:

Эмоция = П х (Ин – Ис)

П – актуальная потребность. (Ин – Ис) – оценка вероятности.


2. Теории эмоций

3. Существуют различные школы , что определяет разность определений и классификаций.

1.Джемс-Ланге

Психоорганическая концепция сущности и происхождения эмоций

2.Психоанализ

Реакции связаны с влечениями.

В основу эмоциональных проявлений ставил физиологические состояния . Они первичны, а эмоции их сопровождают. Под воздействием внешних стимулов происходит изменение организма , возникают эмоции через систему обратных связей . Это центральная теория для всей психологии до сегодняшнего дня.

3.Бихевиоризм

Причина возникновения- рассогласованность желаемой ситуации с действительной.

Сопутствующая реакция на определенный стимул. Рассматриваются подкрепления. Эмоции бывают положительные и отрицательные . Не воспринимаются как внутренние переживания.

2. Теории эмоций

4.Когнитивная психология – экспериментальная база.

1.Шехтер. 2х факторная теория эмоций (развитие теории Джемса-Ланге). Эмоции возникают как когнитивная оценка физиологического сдвига . Два фактора: когнитивный, психл.

5.Рубинштейн

2.Лазарус. 3х компонентная теория. Компоненты: когнитивный, психологический, поведенческий. Оценивается возможность поведения в данной ситуации , возможность интерпретировать.

Эмоция - возбуждением определенных участков в подкорковых структурах . Эмоции – психическое отражение актуального состояния потребностей человека . Эмоции – конкретная форма существования потребности , в результате появляется стремление к тому, что приведет к удовлетворению потребности, но потом предмет доставляет или не доставляет удовлетворение, и у нас рождается чувство по отношению к нему. Эмоции различаются полярностью – «+» или «-».

6.Леонтьев

Теория эмоций строится на Деятельности. Эмоция возникает как оценка расхождения между целью и мотивом . Эмоция позволяет оценить приближение к предмету потребности с помощью определенного действия.


3. Классификация видов эмоций

1. В связи с удовлетворением или неудовлетворением потребности:

  • Если препятствует удовлетворению потребностей - отрицательные эмоции . Неприятные для человека чувства.
  • Если потребности удовлетворяются - положительные эмоции ; Приятные для человека чувства.
  • Некоторые переживания настолько сложны, многогранны , что трудно понять, относятся они к приятным или неприятным. В таких случаях говорят о двойственности чувств.

2. В связи с влиянием на деятельность человека:

Астенические (от греч. «астенос» - слабость, бессилие) - уменьшают активность, энергию человека : это тоска, печаль, уныние, подавленность.

Стенические (от греческого слова «стенос» - сила) эмоции вызывают подъем сил, возбуждение, бодрость, напряжение.


1 . Настроение - длительное, слабо выраженное эмоциональное состояние. У каждого человека есть характерный именно для него тон обычного настроения .

  • Настроение не предметно, а личностно;
  • Настроение не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое общее состояние.

У разных людей настроение по-разному выражается в поведении , но оно проявляется внешне.

2. Аффекты - бурные, кратковременные эмоциональные вспышки: сильный гнев, страх, радость . Человек весь отдается переживанию, не контролирует свои действия . Возникает внезапно , продолжается несколько минут , оставляет после себя в длительный след в виде общего нервного потрясения. Во время аффекта отмечается яркость внешних проявлений .


4. Характеристика эмоциональных состояний

3. Фрустрация – расстройство при нарушении планов . Психическое состояние выражается в характерных особенностях переживания и поведения, вызываемые объективно и субъективно непреодолимыми трудностями на пути к достижению цели, решению задачи .

4. Стресс (от англ. слова stress - напряжение ) - эмоциональное состояние, возникающее при опасности, больших физических, психических перегрузках, т.е. в необычно трудной ситуации . Переживается оно с большой внутренней напряженностью . Часто такие переживания возникают при необходимости принять быстрые и ответственные решения .

5. Тревожность склонность индивида к переживанию тревоги . Характеризуется субъективным ощущением угрозы и напряжения, низким порогом возникновения реакции тревоги.


5. Высшие чувства

Высшие чувства присущи только человеку . Они тесно связаны с его личностью, с отношением к жизни, к людям, с убеждениями и взглядами. Выделяют три вида таких чувств:

1. Нравственные чувства

2. Интеллектуальные чувства возникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами и творчеством . Интеллектуальными чувствами являются : жажда знаний, желание нового, любознательность, чувство комического, юмор, ирония, сарказм.

3. Эстетические чувства проявляются при восприятии и создании человеком прекрасного , это любовь к красоте . Эстетические чувства проявляются в художественных оценках и вкусах, которые зависят от эстетических предпочтений.

в форме переживаний выражают отношение человека к людям, к обществу, к своим обязанностям, к самому себе .

К числу нравственных чувств относятся : любовь, товарищество, патриотизм, чувство долга, чести, дружба, стыд, муки и др.


6. Эмоции и чувства у младшего школьника

Младших школьников отличают:

  • высокая эмоциональная впечатлительность ,
  • отзывчивость на все яркое, необычное .

Монотонные, скучные занятия резко снижают познавательный интерес и порождают отрицательное отношение к учению.

У первоклассников складывается особое отношение к учителю , которое переживается весьма остро :

  • положительное , когда ребенок принимает личность учителя, проявляя доброжелательность, открытость в общении с ним. Отношение создаёт благоприятный эмоциональный фон учения;
  • отрицательное , когда он не принимает учителя, ведет себя агрессивно, грубо или замкнуто;
  • конфликтное , при котором у детей возникает противоречие между неприятием личности учителя и скрытым, но острым интересом к его личности. У детей задерживается формирование познавательной мотивации. Такие дети часто замкнуты, ранимы или, равнодушны, невосприимчивы к указаниям, безынициативны.

7. Способы регуляции эмоциональных состояний человека

1. К. Изард отмечает три способа устранения нежелательного эмоционального состояния:

2. Фрейд выделил несколько защитных механизмов :

1.Уход

2.Идентификация

3.Проекция

4.Смещение

5.Отрицание

6.Вытеснение

7.Регрессия

8.Реактивное образование

1) посредством другой эмоции

2) когнитивная регуляция

3) моторная регуляция


8. Список литературы

1. Лебединский М. С., Мясищев В. Я. Введение в медицинскую психологию. Л.: Медицина, 1966. с. 222;

2. Леонтьев А. Я., Судаков К. Я. Эмоции.- БСЭ, т. 30. М., 1978, с. 169;

3. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с., С. 436;

4. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М.Психология. М.: ОИЦ «Академия», 2013

Эмоции человека 1

Определение Эмо́ция (от лат. emoveo - потрясаю, волную) - эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям. Эмоции отличают от аффектов, чувств и настроений 2

Валентность(тон) Все эмоции характеризуются валентностью (или тоном) - то есть могут быть либо положительными, либо отрицательными. Количество видов отрицательных эмоций, обнаруживаемых у человека, в несколько раз превышает количество видов положительных эмоций. 3

Виды эмоций: радость - положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью полного удовлетворения актуальной потребности 5

Виды эмоций: удивление - эмоциональная реакция, не имеющая определенного положительного или отрицательного знака, на внезапно возникшие обстоятельства 6

Виды эмоций: страдание - отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей 7

Виды эмоций: гнев - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной потребности 8

Виды эмоций: отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызванное объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т.д.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с нравственными или эстетическими установками субъекта 9

Виды эмоций: презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением другого, являющегося объектом данного чувства 10

Виды эмоций: страх - отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности 11

Виды эмоций: стыд - отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике 12

13 Согласно китайской медицине, печень считается средоточием эмоций. Здоровая печень естественным образом балансирует Ваше эмоциональное состояние и позволяет выразить сдерживаемые эмоции. Блокировка энергии печени может проявиться в виде депрессии, тревоги и других расстройствах настроения Когда люди не выражают эмоции, эмоции «хранятся» в теле и в итоге могут стать причиной физической боли.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Выполнила: Лысенко Т.А. ЭМОЦИИ

Цель: Дать учащимся представление об эмоциях. Сформировать умение узнавать, контролировать свои эмоциональные состояния и соотносить их с требованиями профессии.

Эмоции – это особый класс субъективных психических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение актуальных потребностей человека. эмоции

Эмоции – непосредственное переживание в данный момент.

Настроение – это относительно слабо выраженное эмоциональное состояние, захватывающее в течение некоторого времени всю личность и отражающееся на деятельности, поведении человека. Аффекты – это кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, носящая характер эмоционального взрыва.

Настроение Аффекты Страсти Устойчивое, длительное эмоциональное состояние. Различаются: По продолжительности (кратковременное, длительное (несколько дней, недель)) По степени выраженности; По управляемости волей. Причины настроения: События, состояние здоровья, Окружающая обстановка, погода и т.д. Сильное, кратковременное, бурно протекающее эмоциональное состояние, характеризующееся изменением сознания и нарушением волевого контроля. Освобождение подкорки от сдерживающего регулирующего влияния коры головного мозга. Возникает в результате действия, поступка и их соответствия потребностям и целям. Законы развития аффекта: Чем мощнее мотивационный стимул, чем больше усилий затрачивается, чтобы его реализовать, и чем незначительнее итог, тем сильнее аффект. Эмоциональное состояние, повышенного напряжения, сплав эмоций, мотивов, чувств, сконцентрированных вокруг предмета страсти. Отличительные признаки: Быстрота, бурность протекания, резко выраженные органические изменения, двигательные реакции, является результатом накапливаемого эмоционального состояния.

Стенические эмоции - (от греческого « стенос » - сила). Повышают активность, энергию, вызывают подъем, возбуждение, бодрость, напряжение. Астенические эмоции – (« астенос » – слабость, бессилие). Уменьшают активность, энергию человека, угнетают жизнедеятельность

Классификация эмоций: По качеству, интенсивности, глубине, осознанности, выполняемым функциям, воздействием на организм; По психологическим процессам с которыми они связанны; По предметному содержанию и направленности на себя, других, настоящее, прошлое, будущее.

Эмоции проявляются: В мимике (выразительные движения лица) В пантомимике (выразительные движения всего тела – поза, жест) В вокально-голосовой мимике (интонация, выразительные паузы, повышение или понижение голоса, смысловое ударение)

Изображение рта при различных эмоциональных состояниях а – нормальный, б – нежный, в – скорбный, г – очень недовольный, д – упрямый, е – упрямый и недовольный, ж – внимательный, з – недовольный и внимательный, и – злобный и насмехающийся.

Тест на понимание языка мимики П еред вами шестнадцать выражений лица, в которых закодировано шестнадцать эмоциональных состояний человека. Попытайтесь расшифровать каждое в двух-трёх словах, затем, сделав запись, сравните с ответами.

Ответы на тест: Безразличие Угрюмость Враждебность Удивление Веселье Сильная злость Грусть Застенчивость Плохое самочувствие Косой взгляд Злость Бурная радость Глубокая печаль Скепсис Вопрос Скорбь

Ключ для самоуправления эмоциями – осознание своих целей и соотношение с ними конкретных ценностей: Снятие эмоциональной напряженности – произвольное перенесение внимания, концентрация его не на результате, а на анализе причин, тактических приёмах; Обращение к человеку, который волнуется за помощью; Увеличение объёма сведений о волнующей проблеме; Переоценка значимости ситуации по принципу «не очень то и хотелось».

Это надо знать: При моральных перегрузках нужны сильные физические нагрузки; При напряжении, страхе – физическое расслабление мышц тела.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ